Для подготовки военных пилотов разработают замену учебных самолетов Л-39 "Альбатрос"
ОКБ имени Микояна Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в "Ростех") разработает для ВКС России новый однодвигательный учебно-тренировочный самолет, который будет недорогим в эксплуатации и заменит Л-39. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ОАК.
Основным учебным самолетом ВКС России, а до этого ВВС России и ранее ВВС Советского Союза, был самолет Л-39 "Альбатрос", разработанный в 1960–1970-х годах в Чехословакии. С 1972 года он был выбран основным учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора.
Согласно данным журнала The Military Balance, по состоянию на 2023 год в российских Вооруженных силах для обучения летчиков имеется 118 самолетов Л-39. На сайте Минобороны отмечается, что Л-39 предназначен для подготовки летного состава, а некоторые модификации могут использоваться в качестве легких штурмовиков и истребителей.
Л-39 серийно выпускался только до 1999 года.
"Поддержка эксплуатации самолета, на котором сегодня проводится основная подготовка летчиков, вызывает у нас большие сомнения, поэтому требуется новое учебное средство, которое позволит эффективно готовить летные и технические кадры", – отметил генеральный конструктор – заместитель генерального директора ОАК Сергей Коротков.
В корпорации отмечают, что новый учебно-тренировочный самолет будет создан в однодвигательном варианте, чтобы он был более доступным по цене и недорогим в эксплуатации.
Как следует из данных The Military Balance, в ВКС России сегодня также эксплуатируются для тренировки летчиков 109 самолетов Як-130. Як-130 в 2000-х годах победил в тендере другой самолет Микояна – МиГ-АТ. Его выбрали в качестве основного учебно-тренировочного самолета для российских военных летчиков. И Як-130, и МиГ-АТ – двухдвигательные самолеты, что делает их более дорогими в эксплуатации по отношению к однодвигательному Л-39.
"Мы создаем максимально дешевый, максимально простой в эксплуатации – и в пилотировании, и в обслуживании – однодвигательный самолет, который полностью соответствует требованиям, предъявляемым к этапу основной подготовки", – рассказал заместитель управляющего директора ОКБ оперативно-тактической авиации – директор ОКБ имени Микояна – главный конструктор ОКБ Андрей Недосекин.
По словам главного конструктора учебно-тренировочного комплекса МиГ-УТС Алексея Шукайло, изучив различные варианты моторов, которые доступны сегодня в России, конструкторы ОКБ имени Микояна сделали выбор в пользу двигателя АИ-222-25. Сегодня этот двигатель используется на самолете Як-130 и серийно изготавливается на производственном комплексе "Салют".
Для ускорения разработки и сокращения расходов конструкторы максимально используют в проекте МиГ-УТС имеющийся в ОКБ имени Микояна задел, в том числе ранее созданный проект учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки МиГ-АТ.