Ученые МАИ предложили оснастить дроны метеорадаром для определения восходящих потоков воздуха
Ученые Московского авиационного института (МАИ) разработали метеорадар, который позволит беспилотным летательным аппаратам увеличить дальность и продолжительность полета за счет поиска и прогнозирования восходящих потоков воздуха. Как сообщили ТАСС в пресс-службе вуза, первый вариант дрона с автоматической ориентацией ученые планируют представить в 2024–2025 годах.
Метеорадар существует в двух версиях: стационарной и мобильной. Стационарная версия изобретения, которая располагается на земле, практически готова. Ученые уже дважды испытали ее на соревнованиях и добились хороших результатов. Что касается второго варианта, – установки метеорадара непосредственно на беспилотник, – он сейчас находится в разработке. В нем будет использоваться та же математическая модель, что и в стационарном, перестроенная под движущуюся систему и другие параметры атмосферы.
"Есть различные параметры среды: давление, температура, влажность, – которые меняются во времени. Мы отслеживаем их и отмечаем, в каких местах наблюдается восходящий поток. Используя эти данные, мы можем обучить нейросеть, чтобы она сама искала восходящие потоки воздуха", – добавил Ежов.
По словам разработчика, когда в МАИ начинали делать метеорадар, разработка была уникальной, но в этом году американские ученые начали тестировать подобную методику, чтобы аппарат автоматически ориентировался в восходящем потоке воздуха. Но американцы проводят пока только горизонтальные испытания – в трубе. Также в последнее время появились работы по анализу термодинамических составляющих восходящих потоков. При этом в опубликованных статьях пока что ни у кого не описана зависимость параметров среды и восходящих потоков воздуха, добавил Ежов.
Стационарный метеорадар может быть востребован на аэродромах. Это позволит экономить 3–5% топлива, так как самое большое количество горючего тратится на взлете. Мобильный радар можно будет устанавливать на различные объекты изучения атмосферы, ретрансляторы сигналов и так далее. Используя восходящие потоки воздуха, можно будет вовсе не включать двигатель, и аппарат сможет парить, как это делают птицы.