Видеодневник инноваций

Завершено расследование по делу о контрабанде авиационных тренажеров

Тема: ВПК, ЧП

Завершено следствие по делу отца и сына Владимира и Андрея Шишкиных, руководивших ульяновской компанией "Курс-Симбирск". Как сообщает Коммерсант, их обвиняют в покушении на контрабанду материалов и оборудования для вооружения. Шишкины приступили к изучению материалов следствия.

При этом суд отказался изменять фигурантам, находящимся в СИЗО "Лефортово", меру пресечения, считая, что они совершили особо тяжкие преступления. Адвокаты отказываются от каких-либо комментариев. Источники, близкие к "Курсу", отмечают, что ФСБ изначально контролировала и согласовывала все действия и контракты компании.


В июле 2020 года следственное управление ФСБ возбудило уголовное дело о покушении на контрабанду вооружений (ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, предусматривает от 7 до 12 лет лишения свободы).

Компания "Курс-Симбирск" основана в ноябре 1992 года на базе ульяновской лаборатории НИИ авиационных технологий, основные виды ее деятельности – разработка компьютерного программного обеспечения, производство наземных тренажеров для летного состава. Главное направление – работа по контрактам с Минобороны РФ. Предприятие является режимным, имеет лицензию на гостайну, сотрудники ФСБ в постоянном режиме контролируют сохранность секретов. Доля в 99% компании принадлежит Владимиру Шишкину. Он же был гендиректором компании до ноября 2020 года. Затем на этом посту его сменил Андрей Шишкин. В августе 2021 года гендиректором компании стала супруга владельца Ираида Шишкина.

Первоначально обвинение по ст. 30 и 226.1 предъявили Владимиру Шишкину, но 7 апреля 2021 года задержали и его сына Андрея Шишкина, возглавившего предприятие после ареста отца.

Последнему инкриминировали те же статьи УК РФ, а уголовные дела в отношении близких родственников следователи объединили в одно производство. По неофициальным данным, фигуранты своей вины не признают. Подтвердить эту информацию не удалось – адвокаты обвиняемых категорически отказались от комментариев, ссылаясь на данную ими подписку о неразглашении материалов расследования.

Между тем по данным источника "Коммерсанта", близкого к компании "Курс-Симбирск", в уголовном деле речь идет о коммерческом контракте на поставку тренажеров "рабочее место боевого применения" для обучения использованию ракет пилота и штурмана-оператора истребителя Су-30К. По словам собеседника издания, тренажеры, доработанные до более низкого уровня, поставлялись в Анголу по контракту с Белоруссией, продававшей эти самолеты.

Как отмечает источник, контракт и все эти работы согласовывались с ФСБ, никаких вопросов прежде у сотрудников спецслужбы не возникало.

"Более того, именно они согласовывали выезд специалистов компании в Анголу для отладки оборудования, – сказал собеседник "Коммерсант". – Произошла какая-то ошибка. Шишкин – патриот и не мог совершить преднамеренно какие-то незаконные действия".

Он также сообщил, что компания продолжает свою работу по контрактам с Минобороны РФ.

О поставках самолетов Су-30К в Анголу сообщалось в мае 2019 года. Белорусский 558-й авиационный ремонтный завод (АРЗ) в Барановичах в апреле завершил передачу Анголе партии из 12 модернизированных истребителей Су-30К, доработанных до уровня истребителей Су-30СМ на АРЗ по согласованию с "Рособоронэкспортом". Отмечалось, что наряду с истребителями ВВС Анголы получили из Белоруссии пилотажный тренажер и учебный класс. Истребители, о которых идет речь, изначально были проданы Индии по контракту 1996 года, затем Россия забрала их по схеме трейд-ин и предложила ряду африканских стран.