"Основной недостаток ПЗМ-2 – малое тяговое усилие, которое не позволяет отрывать траншеи в мерзлых грунтах. Для таких целей на этом тракторе приспособлена лебедка, – рассказал Mil.Press Военное генеральный директор конструкторского бюро перспективных разработок Галичского автокранового завода Александр Трофимов. – Еще один минус – отсутствие мобильности: трактор не может двигаться в автоколонне, потому что скорость не позволяет. Для его перевозки требуется трал. Также недостатком трактора стала плохая устойчивость. Центр тяжести у него высоко, землеройный орган в транспортном положении смотрит вверх, и транспорт на косогорах и на уклонах нередко переворачивался".
По его словам, военные обратились к предприятию с идеей сделать современную полковую землеройную машину. Основное требование заказчика – повысить мобильность техники для передвижения в автоколонне.
"Мы предложили использовать в качестве базового шасси трехосный "Камаз", который принят на вооружение, но с применением нашего ноу-хау – многофункционального гусеничного движителя. Он позволяет увеличить тяговое сцепное усилие при отрывке траншей и котлованов, не мешает передвижению по дорогам общего пользования и позволяет машине двигаться в труднопроходимой местности", – объяснил Александр Трофимов.
"Я считаю, что данное решение – это ноу-хау не только российское, но и мировое. Подобных решений я не встречал ни на одной технике, – заявил представитель Галичского автокранового завода. – Похожие идеи есть, но для монтажа гусеницы – так называемый комбинированный ход – требуются вспомогательные грузоподъемные средства. Это мешает эксплуатации в условиях вооруженных конфликтов и просто при выполнении повседневных задач. В нашем случае движитель вмонтирован в шасси и легко приводится в действие. Для того чтобы опустить гусеницы и поехать, требуется меньше минуты".Александр Трофимов объяснил, что модернизированная машина ПЗМ-2М унифицируется не с бронетехникой, а со снегоболотоходами: "Данная гусеница используется на тракторах "Алтайлесмаш", которые широко применяются в лесозаготовке, в Арктике".
Основной пульт управления находится в кабине водителя. На машине установлены видеокамеры наружного наблюдения. Обзор позволяет управлять ПЗМ-2М, не выходя из кабины водителя. "Но при необходимости оператор может взять выносной пульт, который работает по кабель-каналу либо по радиосвязи в радиусе 50 метров, и управлять дистанционно всеми операциями машины", – сообщил Александр Трофимов.
Он добавил, что в ходе модернизации Галичский автокрановый завод не только капитально ремонтирует рабочий орган ПЗМ-2, но и закладывает современные решения по резцам, резцодержателям, по лопаткам – чтобы повысить производительность. Также добавляется автоматизация.
"Сейчас машина не требует сложного и долгого обучения персонала. Мы заложили шесть режимов резания, которые соответствуют типам разрабатываемых грунтов. Оператору, по сути, надо только определиться с типом грунта, с которым он работает, выставить этот режим и дальше просто наблюдать за ходом выполнения работ. В принципе, здесь, я считаю, справится и солдат срочной службы", – заключил Александр Трофимов.
Форум "Армия-2021" проходит в Подмосковье с 22 по 28 августа в конгрессно-выставочном центре "Патриот", на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка. Mil.Press, приоритетный информационный партнер выставки, публикует обзоры новинок и мероприятий деловой программы в тематическом разделе "Форум Армия". В рамках выставки в период с 23 по 26 августа в эфир вышли выпуски Видеодневника инноваций.