Видеодневник инноваций

С российским двигателем новая мишень компании "Эникс" разгонится до 500 км/ч

Тема: ВПК, Форум Армия

Казанское предприятие "Эникс", занимающее лидирующие позиции в разработке и производстве воздушных мишеней, готовит к летным испытаниям новую версию аппарата Е17МТ. Мишень оснащена турбореактивным двигателем российского производства. На международном военно-техническом форуме "Армия-2021" создатели расскажут, как эта новинка поможет усовершенствовать методы боевой подготовки войск и испытаний средств ПВО, а также об ее возможностях для гражданских заказчиков.

Востребованность воздушных мишеней напрямую связана с динамикой войсковых учений, которая в России растет из года в год. Например, в 2020 году ВС РФ провели 4800 учений различного масштаба и свыше 9000 практических мероприятий боевой учебы. А в 2021 году только в летний период запланированы более 4500 учений и тренировок.

Воздушная мишень Е17МП разработки компании "Эникс"

Воздушная мишень Е17МТ способна имитировать маневренные цели типа ДПЛА (дистанционно пилотируемый летательный аппарат), планирующие управляемые авиабомбы, крылатые ракеты и частично самолеты и вертолеты тактической и армейской авиации. Беспилотник выполняет такие маневры, как пикирование, горка, змейка.

Сократив осевые габариты двигателя, разработчикам удалось установить агрегат в фюзеляж изделия, что привело к уменьшению лобового сопротивления и, соответственно, к увеличению скорости. Наземные испытания показали, что Е17МТ сможет развивать скорость горизонтального полета свыше 500 км/ч. Предыдущая версия мишени разгонялась только до 360 км/ч. Для сравнения, те же 360 км/ч может развивать и мишень самолетного типа с турбореактивным двигателем из состава комплекса "Адъютант" разработки Ижевского электромеханического завода "Купол". Ближайший зарубежный аналог – американская мишень BQM-167 "Скитер" – развивает крейсерскую скорость 430 км/ч.

Представители "Эникс" отмечают, что одно из ключевых требований заказчиков к воздушным мишеням – надежность, ведь от функционирования мишеней зависит эффективность боевой подготовки и в целом успех учений. Поэтому в аппаратах компании реализован принцип дублирования управления. При возникновении внештатных ситуаций, например, при отказе радиолинии управления, управление мишенью осуществляется при помощи средств бортовой автоматики, обеспечивающей прекращение полета и ее посадку на парашюте.

Еще одним преимуществом новой мишени в "Эниксе" называют возможность использования в качестве топлива авиационного керосина ТС-1, который входит в ограничительный перечень Минобороны РФ..

Платформа состоит из трех основных модулей: модуль с оборудованием, модуль с топливной системой и модуль двигателя, что позволяет сократить цикл сборки и отладки. Кроме того, модульная конструкция позволяет получить изделие с иной характеристикой путем замены отдельных элементов. Например, возможна установка блока с двигателем другого типа или создание безмоторного варианта.

Е17МТ имеет и гражданское применение. Беспилотник может выполнять мониторинг местности, выявлять нарушения норм экологического законодательства. В этом случае в качестве полезной нагрузки используются видео- и фото-камеры, оборудование для анализа загрязнения воздуха. С новым двигателем Е17МТ претендует на звание самого скоростного серийного БПЛА для гражданских задач.

В военном исполнении Е17МТ оснащается линзой Люнеберга с эффективной поверхностью рассеивания 5 кв. метров, уголковым отражателем с площадью рассеивания 0,8–1,2 кв. метра, пиро-трассерами, ИК-ловушками.

Взлетная масса Е17МТ – 75 кг, длина – 2,43 метра, размах крыла – 3,4 метра. Статический потолок – 8000 метров, радиус действия – до 70 км, продолжительность полета – 60 минут. Для навигации используются GPS и ГЛОНАСС.

Кроме непосредственно летательного аппарата, в состав комплекса входят станция управления, машина поиска и эвакуации, а также комплект технологического оборудования.

Аппарат стартует с пневматической пусковой установки. Посадка выполняется с помощью парашюта.

АО "Эникс" с 1988 года занимается разработкой, производством, серийными поставками и обслуживанием комплексов воздушных мишеней и БПЛА, а также полезных нагрузок для них. Программное обеспечение и математические модели всех беспилотных и мишенных комплексов полностью разработаны специалистами компании. За счет собственных средств по поручению президента Республики Татарстан построен и введен в эксплуатацию Центр авиамоделизма и обучения внешних пилотов БПЛА. Помимо воздушных мишеней различного типа, в модельном ряду "Эникс" присутствуют квадрокоптеры "Веер" и беспилотники самолетного типа "Элерон".

Форум "Армия-2021" пройдет в Подмосковье с 22 по 28 августа в конгрессно-выставочном центре "Патриот", на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка. Mil.Press, приоритетный информационный партнер выставки, публикует обзоры новинок и мероприятий деловой программы в тематическом разделе "Форум Армия".