В качестве источников информации были задействованы руководители и конструкторы предприятий исследуемой отрасли, информация от собственных источников (более 2'000 лиц), аналитические данные собственных военных СМИ (военная информационная группа Mil.Press), отчетные документы предприятий, базы данных государственных органов статистики, отраслевая статистика, данные госструктур, международные и российские рейтинги.
Исследование Mil.Consulting показало, что российские производители дизель-редукторных агрегатов и дизель-генераторов предпочитают использовать автоматику управления от иностранных производителей. Компаниями-лидерами по локальной автоматике гражданского и двойного назначения, кроме ООО "СпецЭнерго-М", можно назвать ООО "ПЗ "Риатом", АО "ПФК Тверьпромавтоматика", ООО "Абит".
По комплексным системам управления военного назначения ведущую роль на рынке играет АО "Завод "Фиолент".
Существуют единичные случаи собственных разработок предприятий-производителей. К таким примерам можно отнести контроллер управления для дизель-генераторов "Вектор-Э" производства ООО "Проектэлектротехника" (в составе корпорации "Проект-техника"). Для производства автоматики управления подавляющего числа изделий используется ЭКБ иностранного производства. Сильные позиции на российском рынке сохраняет Bosch. Информации о возможных санкционных рисках со стороны этой компании не поступало.Стратегией выхода на рынок производителей автоматики управления для ДРА и ДГУ может стать налаживание контактов с предприятиями, разрабатывающими дизельные двигатели мощностью более 315 кВт (ЯМЗ, ТМЗ, УДМЗ, "Волгодизельмаш", "Коломенский завод"), а также с предприятиями, производящими агрегаты на основе этих двигателей ("Звезда-Энергетика" с дочерней "Звездой-Энергокомплекс" и "Питерэнергомаш").
Такой подход обусловлен стремлением Минпромторга РФ к максимальному импортозамещению. Также ведомство инициировало дополнение Постановления от 14 июля 2014 года №656, которое утверждает перечень отдельных видов товаров машиностроения иностранного производства, в отношении которых устанавливается запрет на допуск к государственным и муниципальным закупкам. Постановление от 13 октября 2017 года №1246 дополнило перечень генераторными установками с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт.
Источники на предприятиях, производящих ДГУ для предприятий ТЭК и других стратегических отраслей, отмечают, что данный диапазон мощностей не удовлетворяет всех потребностей заказчиков, в связи с чем они обращаются к устройствам на основе дизельных двигателей иностранного производства.
Будущее серийное производство линеек отечественных двигателей большей мощности (например, ДМ-185 или Д500) откроет перспективы создания полностью отечественных ДРА и ДГУ, где потребуется отечественная автоматика управления, датчики и топливная аппаратура.
Необходимо учитывать, что, как показало исследование, среди технических специалистов предприятий существует предвзятое отношение к автоматике управления (включая контроллеры параллельной работы), построенной на отечественной ЭКБ. Для продвижения таких изделий на рынке требуется подготовить исчерпывающие доказательства надежности и точности работы соответствующих изделий при оптимальной стоимости.Также контакты на предприятиях обозначают, что в приоритете находятся поставщики, предлагающие комплексные решения: автоматику управления, топливную автоматику, датчики. В связи с этим интерес может представлять кооперация с ООО "Валком", производящим датчики. Возможность разработки датчиков для судовых дизелей обозначил лично генеральный директор компании Александр Демченко.
Еще одним направлением деятельности по выходу на рынок является ориентация на производство автоматики управления для дизель-генераторных установок, которые будут применяться в условиях Арктики. Работы по стандартизации таких ДГУ в 2020 году проводит технический комитет Росстандарта №187. Технические комитеты (по опыту предприятий, курируемых Mil.Consulting) – подходящая площадка для коммуникации с потенциальными заказчиками и соисполнителями работ.
Полный текст исследования (45 страниц итогового отчета) доступен для профильных департаментов министерств на безвозмездных условиях; процедура запроса указана на сайте Mil.Consulting.
Ранее военной аналитической группой Mil.Consulting в открытом доступе опубликована информация о проведении исследования по модернизации кораблестроительных предприятий РФ и их потребностям в складском, осветительном оборудовании, а также исследования о перспективах экспорта российской колесной бронетехники в Южную Америку.
Об исполнителе исследования
Военная аналитическая группа Mil.Consulting в интересах обороноспособности РФ готовит для профильных департаментов открытую аналитику по отраслевой ситуации на предприятиях ВПК. В интересах добросовестных предприятий ВПК выполняются мероприятия по военному маркетингу и GR.
В штате Mil.Consulting – собственные военные исследователи и аналитики, имеющие опыт работы с сотнями оборонных предприятий и обладающие множеством решений: от аналитических инструментов до мероприятий продвижения новой военной продукции. В год осуществляется более 10'000 прямых контактов с первыми лицами ВПК, руководителями предприятий, военными специалистами.
В интересах профильных департаментов проводится оперативный анализ (мониторинг) отраслей – дайджесты, скрининги, коммуникационное информирование первых лиц; тактический анализ (аналитические справки) – анализ состояния отрасли (количественный), скрининг поставщиков; стратегический анализ (аналитические прогнозы) – анализ тенденций и прогноз развития отрасли, анализ макросреды (ВЭД ПВН).
Для добросовестных предприятий ВПК осуществляется тактический анализ (аналитические справки) – поиск заказчиков (персонализированный), анализ потребностей заказчиков (качественный) и другое.
Условия предоставления информации размещены на сайте военной аналитической группы – Mil.Consulting.