Видеодневник инноваций

"Положение болта": в ВС РФ обостряется проблема с метрологическим обеспечением авиационной техники

Тема: Авиация, ВМФ, ВПК, Армия

В современных немецких автомобилях нет ни одного крепежного элемента, для которого не определен момент силы затягивания. В современной российской боевой авиации недостаточно подходящих инструментов, чтобы этот момент достоверно определить. Для отдельных работ, например, для замены демпфера навески двигателя стратегического ракетоносца Ту-95МС существует лишь один на всю Россию комплект. Но и его у военных в ближайшее время может не стать. Накануне форума "Армия", где будут обсуждать метрологическое обеспечение, корреспондент Mil.Press Военное выяснил, почему "крепежный вопрос" может подвести современную боевую авиацию.

Нет информации для принятия решений


В рамках деловой программы международного военно-технического форума "Армия-2020" 25 августа пройдет круглый стол "Актуальные вопросы метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники".

Брифинг для военных атташе по форуму "Армия-2020"

Модератором мероприятия выступит заместитель начальника Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный научный метрологический центр" Министерства обороны Российской Федерации по научной работе, доктор технических наук Юрий Клейменов.

В разговоре с корреспондентом Mil.Press Военное специалист высказал мысль, что управленческие решения принимаются на основе исходной информации, которая должна быть объективной, полной, достоверной и точной. Эти свойства максимально раскрываются данными измерений и испытаний.

ГОСТ Р 55867-2013 "Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения" содержит следующую формулировку: "Метрологическое обеспечение на ВТ должно осуществляться в целях обеспечения единства и требуемой точности измерений при производстве авиационной деятельности, поддержании летной годности воздушных судов и обеспечении приемлемого уровня безопасности полетов."

Для достижения этих целей применяются средства измерения утвержденного типа, которые должны быть соответствующим образом испытаны, метрологически обеспечены и иметь документы на поверку.
Отсутствие необходимых инструментов приводит к тому, что объективной информации по изделию нет.
Mil.Press Военное в публикации "Ключевой момент" безопасности полетов: ручной инструмент стал проблемой обслуживания новой авиационной техники" уже поднимало проблему с использованием в войсковых частях неповеренных моментных ключей. Специалист из Главного управления метрологии ВС РФ сообщал, что "80% ключей, которые применяются в авиационных полках, врут. Иногда ошибка достигает 30%".

Позднее военнослужащие Корпуса дальней авиации и морской авиации рассказали, что ключей в принципе не хватает.

Корреспондент Mil.Press Военное связался с заслуженным военным летчиком Российской Федерации генерал-лейтенантом Сергеем Байнетовым, возглавляющим Службу безопасности полетов авиации ВС РФ, сообщил о ситуации с моментными ключами и уточнил, насколько метрологическое обеспечение влияет на безопасность полетов.


Генерал не ответил сходу и попросил направить запрос в Службу безопасности полетов. 20 июля 2020 года запрос поступил в Службу, 21 июля в части делопроизводства подтвердили получение и назвали ответственного исполнителя, 27 июля ответственный исполнитель сообщил, что получил запрос.

На момент публикации Служба безопасности полетов авиации ВС РФ ответ не предоставила.

Что такое резьбовое соединение в самолете


В современных самолетах в зависимости от типа количество резьбовых соединений может достигать 300 тысяч штук. До 70% болтов устанавливаются в высоконагруженных зонах. Именно долговечность элементов конструкции в зонах соединений – особенно высоконагруженных – во многом определяет ресурс воздушного судна.

Владислав Братухин, главный конструктор – заместитель генерального директора компании "Нормаль", кандидат технических наук, доцент кафедры "Материаловедение, технологии материалов и термическая обработка металлов" Нижегородского государственного технического университета рассказал корреспонденту Mil.Press, что крепежные элементы на авиационной технике требуют особого внимания.

В своей статье "Крепежные системы с тарированной затяжкой для высоконагруженных авиационных конструкций" он подчеркивает, что на самолетостроительных предприятиях Великобритании и США материальные затраты на выполнение соединений при сборке агрегатов планера составляют до 50% стоимости этих агрегатов.

Истребитель "Еврофайтер" (Eurofighter Typhoon)

Это объясняется тем, что в соответствии с авиационными правилами большинства стран высоконагруженные соединения относятся к особо ответственным элементами конструкции.
"Их сборка выполняется наиболее квалифицированным высокооплачиваемым персоналом. Технология выполнения таких соединений предусматривает, как правило, проведение значительного количества контрольных операций и использование сложных средств технологического оснащения", – подчеркивает специалист.
В российских авиационных соединениях сложилась ситуация, когда квалифицированные военные инженеры не имеют необходимых по точности средств.

Все это происходит в период масштабной модернизации старой техники и принятия на вооружения новой. При росте технических характеристик авиационной техники растет и ее сложность. Сложность увеличивается за счет увеличения числа элементов, что и приводит к снижению надежности системы в целом.

Как ранее отмечали собеседники Mil.Press Военное, в советских самолетах был заложен колоссальный запас прочности. Сейчас применяются другие металлы, составные части имеют тенденцию к уменьшению размеров, используются другие методы расчета прочности, которые не имеют большого запаса, но позволяют экономить материалы и снижать массу изделий. Соответственно, требования к обслуживанию повышаются.

Принцип: "Не трогай самолет, и он тебя не тронет", – больше не работает.

Советские самолеты Туполева


Военнослужащие дальней и морской авиации в июне 2020 года рассказали корреспонденту Mil.Press Военное, что войсковые части, эксплуатирующие самолеты, оснащенные двигателями НК-12МП (применяются на стратегических ракетоносцах Ту-95МС, дальних противолодочных самолетах Ту-142М и самолетах-ретрансляторах Ту-142МР) испытывают острую потребность в ключах для замены демпферов навески двигателей.

Ту-142МР

Для этой операции (доступ к демпферу ограничен из-за размеров люков, а затягивать требуется болты с усилием около 600 Н/м) на замену старого, снятого с производства комплекта, был изготовлен новый, выключающий моментный ключ, специальные рычаги, соединитель, удлинитель и насадки.
Новый комплект существует в единственном экземпляре, не включен в комплект конструкторской документации самолета и не выпускается серийно.
Дело в том, что основной элемент комплекта – моментный ключ с рабочим диапазоном температур от минус 20°C до плюс 60°С.

ГОСТ РВ 20.39.304-98 "Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения" по умолчанию предъявляет требования к инструментам такого типа (1.10 "Аппаратура, предназначенная для работы во временных сооружениях или на открытом воздухе") по рабочей температуре: минус 50°C; по предельной: минус 65°C.

В то же время в ГОСТе включают следующие уточнения:

п. 5.4 "К аппаратуре группы 1.10, не работающей на ходу и размещаемой в отапливаемых временных помещениях и укрытиях, а также к аппаратуре группы 1.3, размещаемой в отапливаемых кузовах, в технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком допускается предъявлять требования по пониженной рабочей температуре минус 10 °С".

п.11.7 "Для общевойсковых средств измерений, не встраиваемых в аппаратуру и не работающих на ходу, требования по пониженной температуре по согласованию с заказчиком допускается устанавливать из ряда: минус 50, минус 30, минус 10,5 °С.

Корреспондент Mil.Press Военное в мае 2020 года связался с директором дирекции программ дальней авиации ПАО "Туполев", экс-главным инженером Дальней авиации РФ Андреем Блажаюком и уточнил, в чем сложность с согласованием применения ключа.
"Ситуацию знаю. Ключ хороший, он нам нужен. Но, кажется, иностранный, поэтому у военного представительства возникли вопросы", – рассказал Андрей Блажаюк.
В комплект для замены демпферов навески двигателей действительно входит моментный ключ Stahlwille, произведенный в Германии. Этот ключ прошел российские испытания с целью утверждения типа и является средством измерений утвержденного типа военного назначения.

Согласно описанию типа средств измерений по условиям эксплуатации изделие соответствуют группе 1.3 исполнения О по ГОСТ РВ 20.39.304-98. Ключ метрологически обеспечен.

Массовый старт истребителей пятого поколения F-35A на авиабазе Хилл, США

Корреспондент Mil.Press Военное связался ответственным исполнителем, который занимался закупкой в ПАО "Туполев". Тот уточнил ситуацию у военного представителя. Военный представитель сослался на ГОСТ РВ 20.39.304-98 "Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения" и тоже указал, что требования по температуре могут быть изменены по согласованию с заказчиком.

Получается, что в ПАО "Туполев" понимают собственную потребность, но не могут принять согласованное решение о включении комплекта инструмента в комплект конструкторской документации.

Ничего себе – все инозаказчику


Пока решение в ПАО "Туполев" не принято, в распоряжении Корпуса дальней авиации находится единственный комплект, который в 2017 году был предоставлен компанией "Эквинет" в качестве оперативного решения проблемы с обслуживанием турбовинтовых самолетов. Как выяснилось, комплект был разработан и изготовлен компаниями "Эквинет" и "Военпоставка" и передан военным.

Андрей Томилин, заместитель генерального директора компании "Эквинет", которая занимается, в том числе, комплектованием вертолетов типа Ми-8 и их модификаций инструментом Stahlwille, прокомментировал ситуацию:
"Качественный инструмент позволяет соблюсти все необходимые регламенты, повысить точность и качество выполняемых операций, а также сократить время. При этом всегда есть гарантия, что инструмент соответствует предъявляемым к нему требованиям. Когда мы продаем нашу технику на экспорт, заказчики часто просят комплектовать ее иностранным инструментом, тем же Stahlwille. И наши предприятия легко это делают. Заказчики понимают, что от качества инструмента зависит качество обслуживания, ресурс техники, боеготовность. Получается, что себя мы снабжаем хуже, чем иностранных заказчиков", – рассказал специалист.
По словам Томилина, моментные ключи и отвертки Stahlwille получили широкое распространение на предприятиях оборонной промышленности, атомной энергетики, в строительстве, например, при возведении спортивных объектов в Сочи. А средства контроля крутящего момента силы Stahlwille, позволяющие выполнить регулировку, калибровку и поверку моментных ключей и отверток, успешно эксплуатируются в государственных центрах сертификации и метрологии, метрологических лабораториях промышленных предприятий и в Минобороны РФ.

Также специалист добавил, что сборка одной линейки предельных моментных ключей Stahlwille перенесена из Германии в Россию. Ключи Штальвилле КМП 730 также успешно прошли испытания с целью утверждения типа и являются средствами измерений утвержденного типа военного назначения.

В случае с инструментом, особенно со средствами измерения, можно провести аналогию с прецизионными станками для оборонной промышленности. Для повышения качества изготавливаемой продукции, оптимизации технологических процессов и сокращения издержек предприятия за отсутствием равноценных отечественных альтернатив приобретают иностранное оборудование.

Конструктивно-технологическая сложность ручного инструмента несоизмеримо ниже, чем у условного станка с ЧПУ, но это не значит, что проблемы, которые с ним связаны, можно игнорировать. К тому же ручной инструмент и средства измерения стоят несоизмеримо ниже авиационной техники, но при этом непосредственно влияют на ее техническое обслуживание и ремонт. Если есть возможность производить отечественные инструменты и средства измерения с качеством, соответствующим важности решаемых задач, его нужно производить. Если такой возможности нет, нужно закупать иностранные или локализованные изделия.

Ил-78 заправляет Ту-142

Подобные коллизии, когда существует системная проблема в метрологическом обеспечении боевой техники, она очевидна для производителей и заказчиков, решение существует и также известно, но при этом не внедряется, и должны обсуждаться на круглом столе "Актуальные вопросы метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники".

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;