Видеодневник инноваций

"Любой турбовинтовой самолет страдает от этих проблем": военный персонал рассказал об острой потребности в новом ручном инструменте

Тема: Авиация, ВМФ, ВПК, Армия, Статьи

После публикации материала "Ключевой момент" безопасности полетов: ручной инструмент стал проблемой обслуживания новой авиационной техники" военнослужащие морской и дальней авиации, обслуживающие самолеты, оснащенные двигателями НК-12МП, рассказали корреспонденту Mil.Press Военное, что для них проблема с инструментом стоит крайне остро. Также они высказали свои соображения, каким должен быть инструмент, чтобы поддерживать боеготовность техники и обеспечивать безопасность полетов.

В апреле 2018 года занимавший тогда пост генерального директора ПАО "Туполев" Александр Конюхов (в июне 2020 года его сменил Ронис Шарипов) сообщил, что стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС с усовершенствованным двигателем вышел на государственные испытания.

Дальний бомбардировщик Ту-95МС прибывает на МАКС-2017

По данным официального сайта госкорпорации "Ростех", новый двигатель НК-12МПМ разработки Самарского ПАО "Кузнецов" является модификацией НК-12МП, самого мощного в мире серийного турбовинтового двигателя (15 000 л.с.).

Индустриальный директор кластера вооружений госкорпорации "Ростех" Сергей Абрамов в августе 2018 года рассказал, что "создание этого двигателя – еще один значимый шаг на пути к масштабному переоснащению российской армии и боевой авиации".

"НК-12МПМ обеспечивает новый уровень характеристик знаменитого "Крылатого медведя", который до сих пор остается самым быстрым в мире турбовинтовым самолетом. Инновационные конструкторские решения, использованные при создании двигателя, делают ракетоносец еще более мощным, быстрым и эффективным. При этом уровень наших разработок в сфере турбовинтовых двигателей остается недосягаемым для зарубежных конкурентов", – описал двигатель топ-менеджер госкорпорации.

Ожидается, что ТУ-95МС с новым двигателем завершит государственные испытания летом 2020 года.

Пока же в войсковых частях командования дальней авиации (КДА) и морской авиации (МА) эксплуатируются самолеты с двигателями НК-12МП. Речь идет о стратегических ракетоносцах Ту-95МС, дальних противолодочных самолетах Ту-142М и самолетах-ретрансляторах Ту-142МР. И с обслуживанием этих двигателей существует системная проблема.

Ту-142МР

В апреле 2020 года источник Mil.Press Военное, имеющий прямое отношение к обслуживанию боевой авиации, сообщил, что в войсковых частях КДА сложилась острая потребность в ключах для замены демпферов навески двигателей. Этот вопрос регулярно обсуждают представители ПАО "Туполев", ТАНТК имени Бериева и командования дальней авиации (в/ч 44402-у).

Демпфер (амортизатор) – это составная часть узлов крепления двигателя к пилону крыла. Демпферы снижают усталостные напряжения в деталях конструкции крепления двигателя и в конструкции самолета, вызванные вибрациями во время полета.

Конструкция узлов крепления турбовинтового двигателя. Двигатель (1) крепится на четырех цапфах. Передние цапфы (12 - основные опоры двигателя) вставля­ются в амортизаторы (11 - демпферы) балок (8). Задние цапфы (4) соединены с подкосами-демпферами (5).

Корреспондент Mil.Press Военное связался с военнослужащими, в обязанности которых входит обслуживание соответствующих самолетов и уточнил, насколько проблема критична.
"Проблема шире. Она касается и демпферов навески двигателей, и болтов навески, и воздушных винтов. Если говорить о тарированных или моментных ключах, то их не хватает. Их в 1980-х годах дали в комплекте, и с тех пор никаких поставок не было. Прошло сорок лет, и можете представить, в каком они состоянии, если еще не разрушились. Последствия использования устаревшего инструмента уже были: например, шпильки крепления винта вырывали. Недозатяжка соединений приводила к разбиванию резьбы и последующей замене винта. Это напрямую влияет на безопасность", – рассказал инженер, обслуживающий двигатели на Ту-95.
По его словам, актуальная ситуация такова, что нужно минимум по два ключа каждого типа (перекрывающие весь диапазон требуемых усилий затяжки) в каждую войсковую часть.

Двигатель НК-12МП

"Поймите, любой турбовинтовой самолет от этого страдает. Не только Ту-95 и Ту-142. У Ан-22 такой же двигатель, и те же проблемы. Это касается и Ан-12, Ан-24, Ан-26, на которых другие турбовинтовые двигатели. И Ил-38 от этого страдает. Это системная проблема старых самолетов", – описал ситуацию специалист.

Военнослужащий морской авиации Тихоокеанского флота, выполняющий служебные задачи на Ту-142, подтвердил, что при обслуживании самолета существует такая проблема.

"Нового инструмента нет, а если когда-нибудь появится, то неизвестно, какое качество у него будет. Разрушится, например, ключ при достижении предельной нагрузки, потом зубья и осколки нужно будет как-то извлекать из того же двигателя, – высказал опасения военный специалист. – Самолет нельзя выпускать, если есть шанс повреждения".

Похожие мысли о качестве инструмента высказал специалист технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) другой в/ч Дальневосточного военного округа.

"Посторонние объекты могут быть не только при разрушении. В идеале на инструментах – отвертках или ключах – наконечники должны фиксироваться замками. Если потерялась головка либо упал наконечник отвертки, все подразделение может неделю сидеть и искать. Самолет даже из ТЭЧ не выходит", – рассказал собеседник Mil.Press Военное.

Турбовинтовый стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС

Будущее появление в войсках новой техники с современным комплектным инструментом не решит проблему старых образцов, которые с каждым годом требуют более тщательного обслуживания.
Так, старая техника уже сейчас нуждается в новом инструменте не меньше, чем "свежие" образцы вооружения. Инструмент, поставленный сорок лет назад, если он еще используется, не позволяет обслуживать самолеты без решения попутных проблем.
Например, по словам собеседников Mil.Press Военное, развинчивание соединений с превышением момента может это самое соединение повредить, что потребует дополнительного времени на ремонт.

Еще в 2013 году заместитель министра обороны Юрий Борисов поднимал вопрос об ускорении восстановления авиатехники в условиях войсковой части.

Авиабаза в Энгельсе

Во время посещения авиабазы Энгельс ему продемонстрировали самолеты Ту-95МС и Ту-160. Тогда замминистра обороны предложил перенаправить средства из контрактов по сервисному обслуживанию на закупку запасных частей. Но вопросы инструмента для обслуживания самолетов при этом не затрагивались.

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;