«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»

Новый "старый добрый" тягач: интервью с техническим директором АО "Ремдизель" о модернизации МТ-ЛБ

Тема: ВПК, Армия, Статьи

Современные бронеавтомобили семейств "Тайфун" и "Торнадо" выступают не только в качестве защищенных транспортных средств, но и как платформы для размещения различного вооружения другими производителями. В этом отношении завод автомобилей специального назначения "Ремдизель" стремится максимально адаптировать свои машины под актуальные задачи военных и промышленных заказчиков: и по энерговооруженности, и по грузоподъемности, и по полезному объему. Этот подход распространяется не только на новейшую военную технику, но и на семейство военных гусеничных машин на базе многоцелевого транспортера-тягача легкого бронированного (МТ-ЛБ). Технический директор АО "Ремдизель" Рустем Зарипов в интервью Mil.Press Военное рассказал, почему машины 1960-х годов еще актуальны, в каких условиях проходит их капитальный ремонт с модернизацией и как выглядит эволюционное развитие машины в 2020 году.


Рустем Гамилевич, МТ-ЛБ принят на вооружение ВС СССР в 1964 году. 56 лет спустя машина до сих пор на вооружении не только армии России, но и ряда стран СНГ. Почему она до сих пор актуальна?

Еще при разработке изделия в него были заложены уникальные характеристики, которые и по настоящее время остаются непревзойденными. Сама машина изначально получилась многоцелевой и очень эффективной. Конструктивные решения, которые были в нее заложены, позволили ей стать простой в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Глубокая модернизация МТ-ЛБ (МГТТ-ЛБ)

Буквально с самого рождения МТ-ЛБ используется не только как самостоятельный образец вооружения, но и как базовое шасси, на котором размещаются комплексы вооружения, аппаратура связи, аппаратура радиоэлектронной борьбы. Использование машины в качестве базового шасси обеспечило ей такую массовость и распространенность.

Разумеется, пятьдесят лет – это очень много, машина морально устарела. Сейчас очень востребовано ее развитие, модернизация с приданием новых характеристик. Этим и занимается завод "Ремдизель".

С 2013 года мы освоили сервисное обслуживание техники на базе МТ-ЛБ для нужд Минобороны в войсковых условиях, а с 2015 года занимаемся капитальным ремонтом и глубокой модернизацией на самом предприятии в городе Набережные Челны.

Цех ремонта и модернизации МТ-ЛБ

Сколько машин прошли капитальный ремонт с тех пор?

Отдельный цех по капитальному ремонту МТ-ЛБ мы запустили в 2015 году, с того же года мы выполняем гособоронзаказ. В первый год было отремонтировано 26 машин, потом количество стало расти. За пять лет капитальный ремонт прошли около 800 разных образцов техники из семейства МТ-ЛБ. Соответственно, в год мы ремонтируем по 180–200 единиц.
При этом есть возможность увеличения производственных темпов. Если будет крупный заказ, то при работе в две смены мы можем проводить до 300 капитальных ремонтов МТ-ЛБ и его модификаций в год.
Капитальный ремонт MТ-ЛБ на заводе "Ремдизель"

Заказчики самые разные. В первую очередь это, конечно, Минобороны России. Но большая доля работ приходится и на производителей вооружения: с "Мотовилихинскими заводами", Казанскими оптико-механическим заводом, Вольским механическим заводом и другими производителями комплексов, в которые входит базовое шасси.

Задача сервисного обслуживания в войсках по прежнему актуальна или уже отошла на второй план?

На капремонт приходит техника, которая уже подлежит ему по сроку эксплуатации, техническому состоянию, по отработанному ресурсу. Техники, которая требует обслуживания на местах, больше.

Соответственно, войсковое обслуживание все эти годы остается актуальным. В эксплуатации на данный момент еще очень много единиц техники. Очень популярны машины в качестве вездеходов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Недавно, например, наши специалисты проводили дефектовку нескольких десятков машин на острове Итуруп.

Российские военные в Арктике

Техобслуживание на местах – очень сложная, но интересная задача, особенно в части доставки запасных частей в отдаленные районы. Бывают и трудности другого плана. Например, по документации машина подлежит техобслуживанию, а по техническому состоянию явно нуждается в капитальном ремонте. Разумеется, при регламенте на техобслуживание провести капремонт невозможно, но такие вопросы тоже решаются.

Есть какие-то системные сложности, которые вам пришлось решить, когда завод занялся сервисным обслуживанием и капитальным ремонтом с модернизацией МТ-ЛБ?

Очень многое в части изготовления запасных частей пришлось осваивать с нуля. Раньше машины семейства МТ-ЛБ производились на территории Украины, Болгарии и Польши, соответственно вся производственная цепочка была привязана к этим регионам. Поэтому первоочередной задачей для нас стала локализация производства комплектующих.

В первые годы была проведена колоссальная работа по кооперации с другими российскими предприятиями, которые производили комплектующие для бронетехники. Сейчас практически все компоненты производятся на территории России.

Интерьер модернизированного МТ-ЛБ

Часто бывало так, что мы предлагали Минобороны сразу заменить некоторые компоненты, например, электрооборудование, на более современные. Следовательно, нет необходимости осваивать устаревшие технологии.

Какие изменения вносятся в конструкцию при капитальном ремонте с модернизацией?

Изменения мы вносим, ориентируясь на требования заказчика – либо Минобороны РФ, либо производителей вооружения на шасси МТ-ЛБ.
Основные требования – повышение эффективности силовой установки, энерговооруженности, грузоподъемности без потери возможности форсирования водных преград вплавь, а также эргономики.
Заказчик формирует техническое задание, где указывает желаемые характеристики обновленной машины, а мы формируем предложение. Это справедливо как для обычных машин, так и для специальных комплексов по линии ГРАУ или РЭБ. Например, у комплексов радиоэлектронной борьбы оборудование становится совершеннее, но при этом растет их масса и габариты, требуется больше энергии. Им требуется более мощная силовая установка, больше грузоподъемности и полезного объема.

Какие двигатели в итоге устанавливаются в новые машины?

Есть несколько вариантов замены двигателя ЯМЗ-238В. Один из них – это то, что мы предложили, – установка двигателя КАМАЗ 740.51. Сегодня он наиболее подходящий в части требований, которые есть у заказчика. Это увеличение мощности и создание дополнительных возможностей по обеспечению электропитанием всех возможных систем, которые могут быть установлены на новых изделиях, а также отбором мощности для привода различных потребителей.

Двигатель КАМАЗ 740.51 в МГТТ-ЛБ

У старого двигателя была мощность 240 л.с., мощность нового – 330 л.с.

Именно такой двигатель установлен на МТ-ЛБ глубокой модернизации, который мы представили на форуме "Армия-2020". Наше "изделие 7" или многоцелевой гусеничный тягач-транспортер легкий бронированный МГТТ-ЛБ представляет из себя новое изделие с обликом классической машины.

У МГТТ-ЛБ повышены показатели маневренности и мобильности, на 700 кг снижена общая масса. Полностью изменено электрооборудование.
Установлена система автоматического пожаротушения в двигательном отсеке. В старых машинах ее не было.
Автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке МГТТ-ЛБ

Опыт производства современных колесных бронеавтомобилей "Тайфун" и "Торнадо" помогает в работе над старыми гусеничными тягачами?

Конечно. Та колесная техника, которая здесь представлена – это самое современное, что у нас есть. И те наработки, которые касаются электрооборудования и силовой установки – они используются при подготовке предложений по модернизации техники семейства МТ-ЛБ.

Есть ли планы на аналогичную глубокую модернизацию других машин на базе МТ-ЛБ? Например, МТ-ЛБу или самоходных артиллерийских установок 2С1 "Гвоздика"?

Да, мы планируем провести НИОКР по модернизации соответствующей техники. Модернизировать и системы на базе МТ-ЛБу, и 2С1, и установку разминирования УР-77 "Метеорит". Это поможет с минимальными затратами для заказчиков повысить эффективность проверенных систем.

Беседовал Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;