Видеодневник инноваций

Строение "Дрозда": разработчик новейшей амфибии рассказал о конструктивных особенностях машины

Тема: ВМФ, ВПК, Прогресс, Армия, Форум Армия

Глиссирующая машина-амфибия "Дрозд" разработки "Балтийской машиностроительной компании" ("БМК") примечательна тем, что это не плавающий внедорожник и не катер на колесах, а разработанное с нуля изделие, которое одинаково хорошо проявляет себя в двух средах. Ранее эксперт по гидродинамике Александр Тараненко рассказал Mil.Press TV об уникальной конструкции корпуса. Теперь директор и главный конструктор "БМК" Сергей Терешенков раскрыл читателям Mil.Press Военное подробности об инновационных конструкторских решениях в силовой установке и трансмиссии амфибии.




"Дрозд" – это одновременно модульный полноприводный внедорожник и глиссирующий катер, способный развивать скорость на суше до 100 км/ч, на море - до 35 узлов. Масса машины составляет 2 тонны, грузоподъемность – 1,5 тонны как на суше, так и на воде. Такие показатели обеспечены соответствующим подходом к проектированию: как к корпусу, так и к каждому элементу систем машины предъявлялись жесткие требования по весу.

Глиссирующая амфибия "Дрозд"
"Буквально каждая деталь у нас проходила через весы", – пояснил Сергей Терешенков.
Двигатель – многотопливный дизель морского исполнения мощностью 260 л.с. Такая мощность нужна, когда "Дрозд" идет по морю и выходит на глиссирование: в это время нагрузка на силовую установку максимальная. На суше двигатель работает в "экономичном режиме".

Мотор получился очень энерговооруженным, но при этом теплонагруженным: на выпускном коллекторе температура достигает 1200 градусов Цельсия. Теплоизоляция в трюмном отсеке организована с использованием технологий, характерных для космических аппаратов: вспененная керамика, специальная изолирующая ткань и негорючий скотч.

Система охлаждения двигателя спроектирована и реализована специалистами "БМК" самостоятельно. Если в скоростных катерах для охлаждения используют забортную воду, то амфибия действует еще и на земле, где забортной воды нет, поэтому система охлаждения – замкнутая двухконтурная.

Воздухозаборники, воздушный фильтр, радиаторы вынесены в кормовую часть. Радиаторы при этом служат дверьми десантного отсека – это решение продиктовано в том числе развесовкой машины.

Радиаторы, которые служат дверьми десантного отсека

Для охлаждения коробки передач и раздаточной коробки используются отдельные теплообменники.

Управление раздаточной коробкой, мостами, лебедкой – пневматическое. В машине создано две независимые пневмосистемы с отдельными ресиверами: для управления агрегатами и для подкачки колес. Воздух поступает из компрессора, который установили взамен кондиционера, входившего в конструкцию двигателя.

По словам директора компании-разработчика, в конструкции машины много собственных, уникальных разработок. Например, найти раздаточную коробку, подходящую по компоновке и весу, оказалось невозможно. "Максимально близкая по исполнению – от Toyota Land Cruiser 80, но размещение вала отбора мощности нам не подошло. Он расположен со смещением от центра машины, поэтому водомет работал бы неправильно. Мы разработали свою раздатку", – сообщил Терешенков.

Новая раздаточная коробка с пневматическим управлением способна выдерживать большие нагрузки, передавать крутящий момент до 6000 Нм и при этом имеет массу 40 кг.

Облегченной вышла и карданная передача. Для этого разработчики использовали карбоновые трубы. Крестовина карданного вала используется от УАЗа.

Карбоновая трубка для облегчения карданного вала
"Отдельная история – это мосты машины. В нашем случае мосты не просто должны выдерживать нагрузку и через колесные редукторы передавать момент. Элементы подвески еще и не должны крепиться к корпусу. У обычных автомобилей пружины, амортизаторы, рессоры имеют какую-то дополнительную точку крепления, в раму или в кузов, – объяснил директор "БМК". – У нас корпус и рама карбоновые, формовать усиленные места сложно, поэтому реализована и запатентована замкнутая система подвески. Гидропневматические стойки и при складывании колес, и при движении упираются в свой же чулок моста. Получается, крепление моста к раме автомобиля происходит только в одном месте рамы".
В машине использованы колесные редукторы с передаточным отношением 2,05. Колеса поднимаются при помощи специального механизма, разработанного в "Балтийской машиностроительной компании".

1 / 2

Колеса автомобиля также подбирались по принципу соотношения высокой надежности и низкой массы. В качестве шин используются четырехслойные внедорожные Mickey Thompson. Масса покрышки – 32 кг. По словам разработчика машины, при выходе "Дрозда" на серийность есть техническая возможность провести импортозамещение - выпускать покрышки по требуемой спецификации способен завод "Нижнекамскшина" (бренд Kama).

На машине стоят алюминиевые разборные диски "БМК" с замком корда покрышки под разболтовку УАЗ. Вместе с локером они весят 16 кг. В компании хотят облегчить и этот элемент: уже разработан разборный карбоновый диск, который весит в два раза меньше. Колеса оборудованы центральной подкачкой с управлением из салона.

Ступица колеса совмещена с тормозным диском. Тормозной суппорт тоже максимально облегчен. "Изначально на машину ставились однопоршневые суппорты от ГАЗели. Вес такого суппорта – 7,5 кг. Потом поставили четырехпоршневые суппорты с массой 1,1 кг", – рассказал Терешенков.

В "Дрозде" применяется вакуумный насос тормозной системы от УАЗ Патриот.

Рулевое управление амфибии реечное и при этом совмещенное: и для водомета, и для колес. Для этого в компании разработали свой редуктор, на который крепится штуртрос для управления водометом. В поднятом состоянии колеса не поворачивают: рейка движется, но поворота нет. Это достигнуто кинематикой механизма подъема.

Изначально в компании прорабатывали возможность использовать гидроусилитель для управления водометом, но испытания на воде показали, что водомет отлично управляется механически.

Корма амфибии "Дрозд"

Также Сергей Терешенков рассказал, что испытания на воде с различной загрузкой показали правильность расчета дифферента. "На малом ходу машина управляется без рысканья. Выход на глиссирование немного затянут по сравнению с обычным катером. На скорости отмечается хорошая управляемость без завоздушивания импеллера. Выявлены некоторые нюансы, присущие амфибиям. Например, на полном ходу при резком повороте передние колеса цепляют поверхность воды и снижают скорость", - рассказал конструктор.

Теперь, по словам разработчика, упор будут делаться на внедорожные испытания машины.

Амфибию "Дрозд" впервые показали на форуме "Армия-2020", который проходил с 23 по 29 августа в КВЦ "Патриот", на аэродроме Кубинка и полигоне Алабино. 24 августа состоялся четырехчасовой эфир проекта "Армия Онлайн", в рамках которого ряд предприятий ОПК презентовали свои разработки как головным предприятиям, так и представителям российского военного ведомства – вплоть до уровня заместителей министра обороны.

Mil.Press, приоритетный информационный партнер выставки, публикует обзоры новинок и мероприятий деловой программы в тематическом разделе "Форум Армия".

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;