Видеодневник инноваций

Интервью с Валерием Радченко: Ситуация с ростом тарифов для оборонки может повториться в других регионах

Тема: ВПК, Говорят Первые Лица, Статьи

В 2018 году петербургская промышленность столкнулась с финансовыми проблемами – монополисты существенно повысили тарифы на теплоснабжение и воду. Это привело к повышению нагрузки, прежде всего, на предприятия, имеющие большую долю гособоронзаказа в выручке, – они не могут переложить расходы на плечи заказчика. К началу 2019 года при участии депутатов Госдумы, сенаторов, петербургских градоначальников тарифы удалось снизить. Активное участие в этом процессе принимала Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга (АПП СПб) под руководством ее президента Валерия Радченко. В интервью Mil.Press Военное он рассказал, кто из чиновников проявил наибольшее внимание к проблемам городской оборонки.

Валерий Анатольевич, ключевой темой сегодняшнего разговора станет, разумеется, главное достижение АПП СПб 2018 года – снижение цен на услуги тепло- и водоснабжения для промышленных предприятий Санкт-Петербурга по отношению к тем ценам, которые предлагали монополисты. Но сперва хотелось бы обсудить работу вашей Ассоциации в целом. Прежде чем познакомиться с АПП СПб, в июле 2018 года мы на условиях анонимности опросили руководителей 21 организации из числа состоящих в ассоциации. 15 из них отметили работу ассоциации как "скорее положительно" или "положительно" и привели конкретные примеры помощи предприятию. Для российского рынка, где многие общественные организации работают по принципу "поговорили и забыли" это скорее исключение, чем правило. Как удается достичь таких результатов?

Лично у меня большой опыт работы в промышленности. 26 лет трудился генеральным директором, более 10 лет в Ленгорисполкоме, в в том числе был первым заместителем председателя Плановой комиссии Ленгорисполкома. Это позволяет чувствовать задачи, которые стоят перед предприятиями, и конкретно их решать.

Президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерий Анатольевич Радченко

Благодаря конкретной работе получается отрабатывать даже настолько сложные вопросы, как касающиеся земельного налога (проблема, вставшая перед предприятиями в 2013 году в связи с переоценкой кадастровой стоимости – ред.) и паспортов промышленных объектов (создание электронных описаний фасадов зданий, расположенных на территории предприятий – ред.). Эти вопросы успешно решались благодаря бывшему губернатору Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, содействию Союза промышленников и предпринимателей. Нужно понимать, что мы все хотим, чтобы город был красивый и ухоженный. Но, когда начали считать, выяснилось, что на эти паспорта фасадов, например, одно из крупных предприятий потратит до 100 млн рублей. Сейчас решено, что до 2021 года заводы могут в инициативном порядке оформить эти документы.
Также мы в Ассоциации постоянно мониторим выполнение государственного оборонного заказа. Ранее у нас был прекрасный контакт с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (с Ильёй Иосифовичем Клебановым и Владимиром Ивановичем Булавиным). Совместно с ним и его аппаратом проводили совещания по ГОЗ с участием Минобороны РФ. Сейчас эта практика прервалась. А ведь вопросов по этому направлению много, например, с авансированием. Президентом страны было объявлено, что авансы должны составлять не менее 80%, а по факту сейчас они достигают от силы 30-40%.
В рамках Ассоциации решаются только общеотраслевые вопросы? Или конкретным предприятиям также оказывается помощь?

Есть "точечные" вопросы конкретных предприятий, которые решали и решаем вместе. Например, с переездом завода "ОДК-Климов" в промышленную зону "Каменка". Совместно с городскими властями думали, как обеспечить общественный транспорт, поставить автобусные остановки, чтобы людям было удобно добираться до места работы.

Занимались ли вы проблемами двигателестроительного завода "Звезда", где сейчас решается вопрос со смещением границ санитарно-защитной зоны?

Завод "Звезда" – это моя личная боль. Этому предприятию в общей сложности я отдал годы с 1961 по 2003. Тогда мы делали по 150 дизелей М-50 в месяц, а больших, звездообразных двигателей изготавливали до 240 единиц в год. Но потом, я не знал об этом, на заводе произошла потеря кадров. Сроки выпуска начали увеличиваться. При этом дизели до сих пор находятся на высоком технологическом уровне.

Мы знаем, что есть проблема с тем, что рядом с территорией завода построили жилой комплекс, школу и детский сад. На заводе придется ставить компрессоры, которые будут вытягивать выхлопные газы от испытательной станции до трубы высотой 92, которая находится на территории завода. Мне непонятно, как в санитарно-защитной зоне могли разрешить строительство жилого комплекса и социальных объектов: школы и детсада.

Вернемся к нашей сегодняшней ключевой теме – тарифам. Как и когда Вам изначально стало известно о проблеме роста цен на услуги монополистов?

С самого начала, как только "Водоканал" и "ТГК-1" объявили о повышении тарифов. Это было в начале 2018 года. Расходы предприятий на теплоснабжение и воду по настоянию монополистов должны были вырасти на 12 и 44,2% соответственно. Вместе с Союзом промышленников и предпринимателей мы поставили вопрос на трехсторонней комиссии. Рост тарифов удалось остановить на показателях 8% по "Водоканалу и 11% – по "ТГК-1".

Центральная ТЭЦ ПАО "ТГК-1"

Предприятия каких отраслей наиболее остро ощутили на себе рост тарифов?

Если честно – практически все. Но мы обострили этот вопрос из-за того, что очень многие крупные городские предприятия выполняют Государственный оборонный заказ – работают в соответствии с 275-ФЗ и 159-ФЗ. Их деньги на спецсчетах. Они предназначены для конкретного заказа, на другие цели их использовать невозможно. Хороший пример – кораблестроение. Конечно, заводу выгодно купить металл сразу на пять кораблей, но он этого не может сделать. Сейчас Минобороны выпустило еще два приказа, определяющих порядок отчетности по ГОЗ: 554 и 670. Стало еще сложнее вести отчетность оборонных предприятий, особенно для бухгалтерии и экономистов.

По вашим оценкам, к каким последствиям для промышленности могло привести дальнейшее повышение тарифов?
В первую очередь, к потере конкурентноспособности и удорожанию продукции. Заводы бы недоплачивали зарплату своим сотрудникам, уменьшилось бы поступление налогов в бюджет. Ничего не бывает незаметно: ввели новую нагрузку на завод – директор должен думать, как ее компенсировать. И хорошо, если выпуском большего объема продукции. Но этот объем надо откуда-то взять.
Какие первичные действия предприняла Ассоциация промышленных предприятий для разрешения тарифной проблемы?

Сначала мы запросили заводы: насколько увеличится финансовая нагрузка вследствие роста тарифов? Дальше, на основании многочисленных ответов, стали писать письма в Правительство РФ, в Минобороны, в ФАС. Это была целая серия писем. К сожалению, не все должностные лица захотели предметно на них ответить.

Были ли какие-то встречи в формате круглых столов, где бы собрались промышленники, монополисты, органы нашей городской власти?

По вопросу тарифов собирались в Союзе промышленников и предпринимателей. У нас существует трехсторонняя комиссия, на которой постоянно ставится этот вопрос. Подключали, в частности, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александра Васильевича Абросимова, он помогал. Кстати, мы считаем, что до конца тарифную проблему не решили до сих пор.

Водопроводная станция

Действительно, тарифы все же выросли, хоть и не в том процентном соотношении, что планировался изначально. Кто еще, кроме уже названных вами руководителей, в Правительстве Санкт-Петербурга и городских комитетах помогал в работе?

В первую очередь – председатели Комитета по энергетике и инженерному обеспечению – Бондарчук Андрей Сергеевич, Комитета по тарифам Санкт-Петербурга – Коптин Дмитрий Викторович. Также много сделал в качестве секретаря нашей трехсторонней комиссии председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Семенович Чернейко.

В моем понимании ситуацию с тарифами, установленными монополистами, должна решать Федеральная антимонопольная служба...

Они не захотели, написали формальный ответ.

Дело ведь дошло до суда (вопрос рассматривался в том числе в Верховном суде РФ – ред.). Комитет по тарифам суды проигрывал. Ничего не получалось, пока не вмешался исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов. Только с его помощью удалось добиться снижения тарифов.

Получается, вопрос удалось решить на региональном уровне, не выводя его в федеральную повестку дня?
На федеральном уровне нам многие даже не ответили. Переадресовали наши обращения в ФАС. Но, понимаете, мы бьемся за тарифы, потому что именно на федеральном уровне для Гособоронзаказа определяется допустимый рост цен, сравнимый с уровнем инфляции (согласно письму Минэкономразвития от 18 мая 2015 года № 12664-АВ/Д03и "О применении актуализированных показателей социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" – ред.).
В ответе на наш запрос представители петербургского завода "Климов" предложили в качестве заградительной меры ограничить на законодательном уровне рост тарифов монополистов уровнем прогнозируемого размера инфляции, заложенного в федеральный бюджет на очередной плановый период. Как Вы можете оценить такое предложение?

Мы его поддерживаем. В письме Минэкономразвития сказано: "На 2018 год следует ориентироваться на показатель ИПЦ, равный 5,5%". Только никто не хочет выполнять это решение.

Вертолетный двигатель ВК-2500 производства "ОДК-Климов"

На сегодняшний день проблема аппетитов монополистов частично решилась на территории Санкт-Петербурга. Но в такой же ситуации могут оказаться промышленные предприятия других городов. Что вы можете им посоветовать на основании своего опыта?

Действительно, ситуация с ростом тарифов для оборонных предприятий может повториться в других регионах. Необходимо требовать выполнения федерального решения органов власти, где черным по белому написано, что рост цен не должен превышать индекс-дефлятор, установленный Минэкономразвития по согласованию с другими министерствами и ведомствами, о чем Дмитрий Анатольевич Медведев давал указания ФАС. Нужно объединяться с другими предприятиями и отстаивать свои права.

В 2019 году работа АПП СПб по тарифному вопросу продолжается?

Конечно. Вместе с Комитетом по тарифам изучим ситуацию, к которой сейчас пришли, и будем опять заниматься ею, чтобы в дальнейшем не было неожиданностей.

Какова, на ваш взгляд, роль СМИ в отстаивании интересов бизнеса?
Я воспитан еще на "Ленинградской правде", поэтому роль СМИ оцениваю высоко. Сейчас в городе слишком много чиновников. Письмо могут взять и начать пересылать из комитета в комитет, а в итоге за него никто не отвечает. Нужно писать об этом в средствах массовой информации, чтобы чиновник понимал – нужно начинать добиваться конкретных положительных результатов для города, для его граждан, для промышленности.
На основании своего опыта, какие рекомендации вы можете дать руководителям оборонных предприятий по взаимодействию с государственными органами? Какие ошибки совершаются чаще всего?

Ошибок как таковых нет. У нас грамотные директора. Но зачастую их предприятия входят в систему госкорпораций, из-за которых они от себя ничего не могут решать самостоятельно – боятся.

Сейчас большой вопрос для оборонных предприятий города – это диверсификация. ЛМЗ им. К.Либкнехта уже долго работает над гражданской продукцией. В рамках проекта Внешэкономбанка ему должны были выделить 800 млн рублей на диверсификацию. Из-за проблем с финансированием эти работы тормозятся уже полгода. Еще один пример – "Звезде" не выделено денег для финансирования проекта "Пульсар".

Дизельный двигатель М-150 "Пульсар" производства завода "Звезда"

Правильно ли я понимаю, что диверсификация стала новой большой темой, которой будет заниматься АПП СПб?
Сегодня это одна из главных тем. Пионер этого направления – глава "Авангарда" Валерий Антонович Шубарев. Он правильно ставит вопрос: нам нужно заниматься гражданской продукцией. Однако, мы понимаем, что такая продукция поначалу будет дороже для заказчиков по сравнению с имеющейся на рынке. Поэтому нужно разработать городскую программу диверсификации, которую возглавит губернатор, и создавать нужные Санкт-Петербургу продукты. Разумеется, это не должны быть только сковородки, кастрюли, жаровни, вешалки...
Чтобы не повторить конверсию 1990-х годов?

Это слово даже не нужно упоминать, у нас с ним связаны горькие воспоминания, когда половина заводов чуть не рухнула. Нет, нужна современная программа, которая пойдет из Санкт-Петербурга. И тогда вся страна поймет, что мы подразумеваем под диверсификацией. Чтобы нельзя было обмануть, закупая в Китае и наклеивая свою этикетку.

Президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерий Анатольевич Радченко

Какие первоначальные действия предпримет АПП СПб по помощи предприятиям в диверсификации?

Сперва проведем обсуждение с Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга и Ассоциацией предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. Уже подготовлен список заводов, которые способны выпускать гражданскую продукцию. Понятно, что 2030 год, когда по требованию Президента РФ предприятия ОПК должны выпускать 50% гражданской продукции, еще сравнительно далеко, но думать нужно уже сейчас. Чем мы загрузим "Адмиралтейские верфи", "Северную верфь", "ГОЗ Обуховский завод"?

Вы уже упомянули достаточно много имен, но в основном городского значения. Можете ли назвать кого-либо из должностных лиц федерального уровня, кто радеет за промышленность, в том числе оборонную?

В Госдуме нам по каждому серьезному обращению помогает Владимир Иванович Катенев.

Сегодня многие предприятия развиваются очень активно. Малый бизнес переходит в категорию среднего, разрастается. Появляются вопросы по выстраиванию диалога с властью, поиска уникального специалиста, который сможет закрыть эту функцию. Как вы считаете, какими компетенциями должен обладать человек, отстаивающий интересы конкретного предприятия в общении с чиновниками?
Он должен, в первую очередь, хорошо знать свое предприятие, его продукцию, нюансы его функционирования. Например, должен понимать, как важно подвести к заводу остановку общественного транспорта. Поэтому правильный путь – "выращивать" такого человека на предприятии. А общаться с чиновниками не трудно. В нашем Комитете по промышленной политике и инновациям работают открытые люди, они помогут и подскажут.
Беседовал Сергей Сочеванов
  • Новости по теме

  • Главное за 24 часа