Помощь военным

Армия тонет в бумагах: как топливная бюрократия "сжигает" время военнослужащих

Тема: ВПК, Статьи

"В Вооруженных силах необходимо навести порядок с рабочим временем". Это цитата из письма начальника Генштаба Валерия Герасимова, разосланного его подчиненным летом 2018 года. Генерал армии обратил внимание на практику постоянных переработок военнослужащих и поручил начальникам округов разобраться с проблемой. Редакции Mil.Press Военное удалось узнать, что нарушения регламентов до сих пор сохраняются по службе ГСМ – одной из самых бюрократизированных структур российской армии. Одна из причин – ведение бумажного документооборота, в котором должностные лица буквально тонут.

Сколько подписей стоит под литром армейского топлива


Большинство опрошенных военных из службы ГСМ отмечают, что объем документов, необходимых для отпуска топлива, последующих отчетов и сверок, настолько внушителен, что уложиться в регламентированное рабочее время удается не всегда. Такая картина наблюдается во всех пяти военных округах. Имена всех собеседников, неофициально общавшихся с изданием, изменены.

Военный топливозаправщик

"Куча бумаг практически каждый день – приходится и в выходные и в будни засиживаться допоздна. По крайней мере, такая картина во всех трех частях, где я был", – утверждает Евгений Г., на данный момент служащий по контракту в Хабаровске.

По словам ГСМ-щиков, единственный выходной – в воскресенье – для них давно стал нормой, но и в этот день могут вызвать в часть. "На нашей топливной базе вообще не слышали, что такое регламент и выходные. И так все четыре года, что я связан с ГСМ", – отметил Игорь У., проходящий службу в одной из частей комплексной базы материально-технического обеспечения (КБМТО) Южного военного округа.
"Раньше была тетрадь учета с печатной машинкой, и все успевали. Сейчас компьютеры в каждом подразделении, а головной боли только прибавилось. Ответ начальства о переработках обычно стандартный: не умеете планировать свое время", – добавил его сослуживец.
По словам военных, отнимает время отсутствие сертифицированного программного обеспечения с информационной базой по расходу топлива той или иной техники. В итоге должностные лица ссылаются в отчетах на данные, найденные в сети или подсказанные сослуживцами. Вот что пишет один из посетителей специализированного форума ГСМ-щиков: "Не могу проконтролировать расход топлива в путевых листах, кто-нибудь сталкивался с расходом на УАЗ 3809? В нормах по 65 приказу Минобороны РФ (о нормах расхода ГСМ при эксплуатации и ремонте вооружения и наземной военной техники от 13.07.1992 – ред.) данных нет".
"У нас в части много новой техники, которая отсутствует в 65 приказе. Например, нигде не могу найти данные по расходу УРАЛ-532362 РЭМ-КЛ и седельного КАМАЗа 53504-6910-46. Бюллетени тоже "молчат", а специзделия возить нужно", – вторит ему другой форумчанин.
Военные из службы ГСМ стараются избавиться от лишнего документооборота разными способами. Порой это превращается в головную боль для других. О сложной ситуации при сливе отстоя топлива из баков военной техники сообщил командир одного из авиационных подразделений. Такое топливо после проверки на отсутствие механических примесей и воды собирается и сдается на склад горючего воинской части. Результаты и объем работ заносятся в специальный журнал. Ответственным за его ведение выступает командир подразделения, в штате которого состоит техника, а контролирует его ведение начальник службы горючего воинской части или должностное лицо, исполняющее его обязанности.
"Подразделение ГСМ не выписывает накладные, не принимает отстой горючего документально. Приходится думать, как сдавать отстой топлива обеспечивающему подразделению и делать это законно", – отметил командир подразделения.
Еще одна причина постоянного роста объема документооборота – попытки командования прикрыться от возможных нарушений, выявленных ранее. Банальное воровство на всех уровнях с ущербом разного масштаба – от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей – заставляет страховаться дополнительными служебными документами.

Бумажный документооборот

Чем больше бумаг, тем больше неразберихи. Из-за обилия цифр и подписей под одним литром топлива повышается риск допустить ошибки, результат которых для военнослужащих МТО непредсказуем.
"В 2016 году мне предлагали стать командиром взвода подвоза ГСМ в учебном центре подготовки младших специалистов ВДВ. На вопрос "Где прежний?" ответили, что повесился после выявленной недостачи в 8 миллионов", – рассказал Константин Ч, контрактник из парашютно-десантного полка.
Впрочем, среди некоторой части военных до сих пор бытует мнение, что по старинке работать надежнее. Об этом изданию рассказал Григорий Р, служивший начальником ГСМ в одной из частей ЦВО с 1999 по 2013 годы.

"Оцифровку документов я делал сам, а сверял, как и 30 лет назад, с книжкой в зубах. Поймите, работа в сети, хоть и внутренней, может повлечь утечку, поэтому приходится работать с потерей времени, зато надежнее", – считает собеседник издания.

Заправка танка горючим

На вопрос, используют ли в его части программы для учета топлива, другой военнослужащий МТО выдал риторическое: "Какие программы? Приказ №65, калькулятор и вперед".

Несистемная цифровизация


Это конечно не значит, что в частях исключительно бумажный документооборот. Так как единого готового программного решения на уровне Минобороны пока нет, службы ГСМ в округах справляются с проблемой в индивидуальном порядке.

"Мы сами делали программу на основе Excel: вбиваешь данные, а она автоматом считывает расход–приход, остаток и экономию", – отметил контрактник, проходящий службу в одном из гарнизонов ЦВО.

Топливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 на форуме "Армия-2018"

Использование такого простейшего софта делает процесс учета ГСМ более оперативным, но подвергает данные серьезному риску утечки. Об этом Mil.Press Военное рассказали специалисты по информационной безопасности из компании "Анкад".
"Установив хорошие средства аутентификации, можно быть уверенным, что до данных не доберется посторонний, но от нарушителя с правами администратора эти действия не уберегут. Для надежной защиты необходимо исходить из модели угроз, характерной для конкретного подразделения", – объясняют специалисты.
Источник, занимающийся разработкой информационных решений для госструктур, сообщил, что различные программы от 1С для учета топлива в частях начали внедряться 6–7 лет назад, однако и они не в полной мере отвечают всем потребностям службы ГСМ.
"Для работы зачастую привлекаются гражданские специалисты. Программные решения обычно позволяют вести межуровневый учет, но используемые информационные продукты все равно не охватывают учет ГСМ в полной мере", – подчеркнул источник.
Редакции удалось выяснить, какими именно программами пользуются военные. "Мы ведем учет топлива в программе "Респект" от 1С. Расход ГСМ докладываем ежедневно в штаб округа", – сообщила изданию бухгалтер одной из частей Екатеринбурга.

Корреспондент Mil.Press Военное связался с компанией 1С для уточнения информации. "Респект" не является продуктом 1С, а разработан на ее платформе", – ответили в компании.

Программа "Респект" создана для учета путевых листов и ГСМ. Расчет производится на основе пробега автотранспорта и выполненной работы по грузоперевозке. Нормативный расход горючего для легковых автомобилей в программе определяется как произведение нормы расхода на пробег автомобиля. Далее при необходимости применяются поправочные коэффициенты.

Работа с путевыми листами в программе "Респект"

С помощью "Респекта" ведется учет масла, фактические и плановые маршруты, рассчитывается маршрут с применением карт Google и другие параметры.

В разговоре с корреспондентом Mil.Press Военное генеральный директор компании "Респект Софт Прикладные Решения" Марина Мартынова сообщила, что версия, приобретенная военными, ничем не отличается от стандартной.
"Это то же решение, что мы продаем на другие предприятия. В случае со службой ГСМ обычно на нас выходят бухгалтеры различных воинских частей", – отметила собеседница издания.
Впрочем, Марина Мартынова призналась, что переданные в части программы можно пересчитать по пальцам руки. "Это буквально несколько реализованных предложений. Интерес со стороны военных есть, сейчас идет переписка с представителями одной из частей, но все-таки у них своя специфика", – резюмировала она.

С этим согласны и сами представители службы ГСМ, отмечая, что хоть "Респект" и облегчает им жизнь, расчеты после вычислений в программе все равно приходится переносить на бумагу.

От прикладных решений к глобальной экономии


Использование в частном порядке решений на базе Excel и 1C – это попытка военнослужащих на местах решить проблему, с которой в Минобороны бьются еще с 2016 года – создать единую систему учета армейского топлива. Изначально решение о создании программно-аппаратного комплекса под аббревиатурой АСК ГСМ принималось на основе анализа аналогичных автоматизированных систем, внедренных в российских госмонополиях.

На "гражданке", конечно, все оказалось проще. В некоторых структурах, например, "Росморпорте", простой перенос информации о расходе топлива с бумаги в "цифру" и дальнейший анализ этих данных позволил сэкономить сотни миллионов рублей только за первый год. Однако времязатраты капитанов судов на ведение документооборота в новой системе не изменилось – они и до этого заполняли только бортовой журнал.


В случае Вооруженных сил АСК ГСМ должна решить сразу несколько проблем: упростить ежедневную работу должностных лиц службы ГСМ, снизить риск случайных или преднамеренных ошибок в ведении документации, автоматизировать аудит расхода топлива в войсках и, наконец, защитить важные данные о распределении топлива от возможных утечек за счет связки системы с закрытым сегментом АСУ МТО "Палас". Подробнее об этом редакция Mil.Press Военное рассказывала в статье "Топливо утекает сквозь пальцы: почему военные не могут контролировать расход ГСМ".

Современная концепция АСК ГСМ предусматривает три уровня. Верхний включает в себя средства автоматизации, необходимые для документального и инвентаризационного контроля за армейским топливом. Средний уровень – это оборудование объектов МТО, а нижний – комплектующие для оснащения топливозаправщиков и других автомобилей. Сэкономить время должностных лиц на заполнение и проверку бумажной документации, по расчетам, позволит даже реализация одного лишь верхнего уровня системы.

Список оборудования нижнего уровня АСК ГСМ, представленный на стенде 25 ГосНИИ Химмотологии в ходе форума "Армия-2018"

Один из наиболее наглядных примеров – ежемесячная сверка данных в Книгах (ф.8, ф.10, ф.38) начальниками службы ГСМ и командирами подразделений. Эта процедура – настоящая головная боль для военных. При обнаружении нестыковок процесс занимает от двух до пяти дней в зависимости от размеров конкретной части. Планы по реализации АСК ГСМ предусматривали полную автоматизацию сверки Книг. При обнаружении нестыковок ошибки в документах должны были подсвечиваться на экране. В результате вся сверка занимала бы 15 минут вместо нескольких суток.

По данным собеседников Mil.Press, знакомых с процессом создания АСК ГСМ, предполагалась двукратная экономия времени на составление годового плана по распределению лимита горючего начальниками службы ГСМ. В полтора раза сокращались времязатраты на его корректировку, которую обычно приходится делать три–четыре раза в год.

Еще один функционал АСК ГСМ, который обещает сильно облегчить жизнь военным, а конкретно начальникам службы ГСМ – автоматизированный процесс формирования ежемесячной отчетности по организациям на довольствии. В некоторых частях оформление этих документов занимает до 10 дней и включает в себя ручную обработку XLS-расшифровки на гражданских АЗС. Благодаря встроенным решениям по автоматизированной генерации необходимых документов с печатью в регламентированной форме и проведению по Книгам, весь процесс умещается в 10 минут.


Автоматизации подлежат и такие ежедневные операции, как ввод данных в Книгу (ф.8) с электронных документов, например, раздаточных ведомостей. В военных частях на данный момент процедура занимает не менее 1 часа в месяц. Используя АСК ГСМ, должностное лицо потратит не более 10 минут.

Как ранее удалось выяснить Mil.Press Военное, общая экономия на одной части может измеряться тысячами человеко-часов в год. В масштабах всего министерства обороны речь идет о глобальной экономии.

Люки военного топливозаправщика

На этапе согласования алгоритма работ по АСК ГСМ, внимание к проблеме учета армейского топлива было приковано на самом высоком уровне. В частности, тактико-технические требования согласовывал замминистра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков.

Инициативная разработка АСК ГСМ должна была завершиться, в соответствии с изначально согласованными сроками, еще в 2017 году. Однако уже на форуме "Армия-2018" представитель одной из компаний, привлеченных для создания системы, высказывал предположение, что с текущей динамикой процесс может затянуться до 2020 года.

Крышка бака топливозаправщика с уровнемером

В условиях отсутствия официально объявленной опытно-конструкторской работы, дающей гарантии дальнейшего принятия изделий и программных средств на снабжение, процесс застопорился на создании отдельных опытных образцов элементов АСК ГСМ нижнего уровня. Они действительно готовы, демонстрируются на выставках, их производители готовы к серийному производству. Но даже их внедрение не решит проблему должностных лиц на местах с заполнением бумажной документации. А значит, продолжится использование несертифицированных для применения в войсках программных продуктов, а военнослужащие продолжат "тонуть" в рутине.

Редакция Mil.Press продолжит отслеживать развитие проекта АСК ГСМ. Планируется рассмотреть готовность отдельных элементов системы к серийным поставкам в войска, сроки полноценного внедрения на всех уровнях военного управления, а также сложности аудита деятельности Службы ГСМ при бумажном документообороте.