Десятилетие материально-технической цифровизации
Наведением порядка в материально-техническом обеспечении (МТО) Вооруженных сил России плотно занялись еще в первом десятилетии XXI века. С 2007 по 2016 год промышленность вела опытно-конструкторские работы для создания автоматизированной системы учета МТО "Палас". По задумке разработчиков, программно-аппаратный комплекс должен был охватить все уровни управления - от командира взвода обеспечения и техника роты до штаба МТО, аппарата замминистра обороны и Национального центра управления обороной.
Как сообщил Mil.Press Военное источник в оборонно-промышленном комплексе, знакомый с процессом внедрения "Паласа", распространение системы пошло "сверху вниз" и на сегодняшний день дотянулось лишь до небольшой части войсковых частей. "АСУ МТО включает в себя все: портянки, фураж, боеприпасы, наконец топливо. Но это система сбора информации, а не оперативного процессинга, который нужен для отслеживания расхода ГСМ", - сообщил собеседник издания.
Однако именно топливо всегда было головной болью военных. "Недостаточный контроль за работой служб горючего со стороны руководящего состава, несоответствие намечаемых планов боевой подготовки наличию горючего, дополнительное планирование различных мероприятий, не предусмотренных утвержденным планом", - еще в 2005 году перечислял причины перерасхода ГСМ начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего генерал-лейтенант Геннадий Очеретин.
Кроме объективных причин, повышает затраты Минобороны на топливо банальное воровство на различных уровнях. Недаром ГСМ негласно называют второй валютой в войсках. Иногда военные просто сливают топливо "налево", порой дело доходит до многомиллионных хищений в результате махинаций с документами.
Как ФГУП сэкономило на топливе 200 млн за первый год электронного учета
Опыт гражданских структур показывает, что внедрение любой системы учета приводит к практически моментальному экономическому эффекту. Так, "Росморпорт" смог сэкономить только за первый год работы 200 млн рублей, поручив капитанам 220 судов вести отчетность в электронном виде.
"Суть системы в том, что должностное лицо на борту ежедневно вводит данные о расходе ГСМ, режимах работы двигателя и других параметрах. Далее в пилотном режиме мы собрали статистику по одному типу судов по всем филиалам. Накопив данные за месяц, начали сравнивать полученные параметры. Выяснилось, что в некоторых филиалах расход топлива не соответствует режимам работы двигателей", - объяснил создатель системы - бывший IT-директор "Росморпорта" Анатолий Балабанов.При этом трудоемкость ведения отчетности для экипажа не изменилась. Ранее данные вносились в бумажный бортовой журнал, после внедрения системы его оцифровали.
Полностью автоматизировать отчетность за счет оснащения судов датчиками и дополнительными каналами передачи информации не стали. "Возникает множество технических нюансов, например, поддержание исправности датчиков. Ходившие на судах коллеги подсказали, что любое техническое устройство можно вывести на некорректный режим работы. В этом случае датчик будет передавать в систему совершенно абсурдные данные", - сообщил Балабанов.
Еще один собеседник Mil.Press Военное, руководивший внедрением системы учета ГСМ в одном из российских ЗАТО, сообщил о экономии топлива до 30%. Он согласился, что учет должен начинаться с оцифровки бумажного документооборота. "Документы приводятся в порядок, создается дублирующая электронная система, далее к ней подключаются уровнемеры и внедряются топливные карточки", - рассказал он.
Запуск системы "Росморпорта" занял всего три месяца. Работа по подготовке к цифровизации учета ГСМ в Вооруженных силах идет уже более трех лет и, по данным некоторых участников процесса, может завершиться только к 2020 году. Сколько времени уйдет на повсеместное внедрение инноваций в войсковые части, которых только в Москве и Подмосковье более 200, не решаются загадывать даже самые оптимистичные участники процесса.
Контроль за военным топливом - ожидание
Горюче-смазочными материалами в российской армии традиционно занимается 25 ГосНИИ Химмотологии, входящий в структуру Минобороны. Именно этому институту поручили две НИР: "Исследования по обоснованию требований к системе (комплексу) контроля за наличием, движением и расходованием топлива в Вооруженных Силах Российской Федерации" (шифр "Котлован-16") и "Исследования по совершенствованию нормативного, методического, метрологического и информационного обеспечения службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации" (шифр "Рустави-7").
В отрасли до сих пор расходятся мнения, правильным ли было решением поручить 25 НИИ возглавить работы по автоматизации учета ГСМ. "Они занимаются вопросами хранения топлива, испаряемости, экологическим контролем и т.д. Автоматизация - не их профиль", - сообщил один из собеседников Mil.Press Военное. "Через них проходят испытания топливозаправщиков и другой схожей техники. Думаю, было очень логично их назначить. Другого научного учреждения, которое занималось бы связанными с топливом технологиями, нет", - парировал другой источник издания.
В январе 2016 года тактико-технические требования к системе, которую позже назовут АСК ГСМ, согласовал замминистра обороны России Дмитрий Булгаков. Следующим этапом стало утверждение порядка организации работ по созданию системы. Решение от 21 декабря 2016 года № Н-47042 подписывал лично глава военного ведомства Сергей Шойгу.
Синхронизировать военных заказчиков, головного исполнителя, которым снова назначили 25 ГосНИИ Химмотологии, и более десяти соисполнителей, должен был еще один подписанный на высшем уровне документ.
Он назывался абсолютно также, как и решение министра обороны, но отличался большим количеством подписантов. Его утверждали замминистры Борисов и Булгаков, согласовывали замначальника Штаба МТО, руководитель ДОГОЗ, начальники Управления ракетного топлива и горючего, ГАБТУ и другие высокопоставленные офицеры, включая даже связистов, топографов и метрологов.
Документ разрабатывали на основе анализа аналогичных автоматизированных систем, внедренных в российских госмонополиях. Отличалась она лишь военной спецификой - необходимостью соединения с АСУ МТО "Палас" и передачей данных в закрытый сегмент Минобороны.
Официально АСК ГСМ предусматривает три уровня. Верхний - это средства автоматизации, необходимые для документального и инвентаризационного контроля за армейским топливом. Средний уровень включает оборудование объектов МТО, а нижний - комплектующие для оснащения военной техники. Проще говоря, датчики и средства связи, которые устанавливают на топливозаправщики и другие автомобили.
"При создании автоматизированной системы контроля наличия и расходования топлива появляется возможность создания электронных баз данных о наличии и расходе топлива за каждый образец техники, что не только повысит оперативность, удобство и достоверность учета и контроля, но и позволит сократить количество преступлений коррупционной направленности в части хищений и растрат топлива", - говорится в статье ВУНЦ ВВС ВВА, авторы которой ссылаются на отчет о составной части НИР "Котлован-16".
Еще одна польза от внедрения системы заключается в освобождении должностных лиц службы горючего в частях от рутинных операций, связанных с бумажным учетом. Как стало известно редакции Mil.Press Военное, оцифровка документооборота по отпуску топлива только в одной части сэкономила бы более 8000 человеко-часов в год.
Если научно-исследовательские работы по созданию системы учета военного топлива финансировались Минобороны, то реализовать итоговый продукт промышленность должна была в инициативном порядке - то есть бесплатно.
Входящий в ростеховский концерн "Вега" НПП "Рубин" должен был за свой счет доработать программное обеспечение автоматизированных рабочих мест "Паласа". Компании "АВП Технология", ранее создавшей регистраторы параметров тепловозов для РЖД, доверили оборудование автотехники. НИИ МА "Прогресс" поручили сделать средства связи для беспроводной передачи данных от датчиков в баке машин в службу горючего. Специалисты СОКБ "Вектор" должны были увязать контроль топлива с перемещениями техники с помощью построенной на ГЛОНАСС системы 14Ц884. Наконец, фирме "АйТи Ведомственные системы" доверили оцифровать операционный учет в войсковых частях.
Позднее 25 ГосНИИ привлек к работе "Воентелеком" для организации передачи данных в закрытый сектор Минобороны. Об этом Mil.Press Военное сообщили два источника, знакомые с ходом разработки АСК ГСМ. Еще одним новичком стала компания "Аладдин РД", которая предложила решение по передачи информации на нижнем уровне системы. Свои автоматизированные заправки для реализации проекта военным представила фирма "Топаз".
Итогом инициативных работ должна была стать рабочая конструкторская документация АСК ГСМ. Сроки для промышленности Минобороны поставило жесткие - все нужно было завершить в 2017 году.
Контроль за военным топливом - реальность
Большинство решений, которые планировалось включить в состав АСК ГСМ, промышленность презентовала военным на форуме "Армия-2015".
"Когда стало известно о появлении планов по внедрению подобной системы, на уровне частей и подразделений я увидел гигантский позитив. Начальники ГСМ говорили: если вы это сделаете, вас на руках будут носить. На местах люди сидят и боятся сделать ошибку в документах, за которую потом придется отвечать", - рассказал Mil.Press Военное представитель "АйТи Ведомственые системы", занимавшийся проработкой автоматизации процессов на уровне воинской части.Но выставка, прошедшая три года спустя, в августе 2018 года, продемонстрировала снижение интереса к теме контроля за горюче-смазочными материалами.
По данным Mil.Press Военное, тема АСК ГСМ даже не вошла в повестку круглого стола "Перспективы технического оснащения служб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации". А на стенде головного исполнителя - 25 ГосНИИ Химмотологии - на вопросы посетителей об АСК ГСМ почему-то отвечали сотрудники "АВП Технологии". При этом в преддверии форума представитель научно-исследовательской организации и автор статей по теме Александр Краснов утверждал, что всей полнотой информации по теме АСК ГСМ обладает только 25 ГосНИИ. "В объеме тех требований, которые утвердило Минобороны, АСК ГСМ занимается 25 ГосНИИ Химмотологии и никто другой", - сообщил он в телефонном разговоре с Mil.Press Военное, отказавшись, однако, ответить на вопрос о статусе работ по проекту.
В итоге к осени 2018 года вместо комплексного решения по учету армейского топлива промышленность имеет разрозненный набор решений на разных уровнях реализации, которые либо не стыкуются друг с другом, либо не доработаны под военные нужды.
Отдельные проблемы существовали даже с аппаратной частью системы, связанной с передачей данных по радиоканалу. На смену изначально заложенному в проект изделию, производитель которого долгое время имел в активе только три опытных образца, даже придумали замену, построенную на защищенных физических носителях.
"Все организации, которые участвовали в инициативной разработке, каждая в своей части сделали работу. Но итогового изделия не получилось. Нет ничего для того, чтобы министерство обороны смогло внедрить АСК ГСМ. Идут препоны от связистов, безопасников. Например, мы были в одной войсковой части. Показывали, как заправка взаимодействует с АСУ "Палас" и даже Штабом МТО. В итоге нам сказали: пришлите бумагу, что это оборудование разрешено устанавливать", - рассказал замначальника отделения НПП "Рубин" Александр Васильков, работающий над АСК ГСМ.По его мнению, после проведенных в 25 ГосНИИ Химмотологии научно-исследовательских работ должна была быть объявлена не инициативная разработка, а опытно-конструкторская работа. В этом случае у "изделия АСК ГСМ" появился бы главный конструктор и в дальнейшем военные смогли принять его на снабжение.
Существует в отрасли и мнение, что финальная задача всей работы претерпела изменения по прошествии времени.
"Задача упростилась до "я хочу нажать кнопку и посмотреть, сколько в каждом баке осталось горючего". Это не решает проблему прозрачности распределения топлива", - объяснил один из исполнителей работы.
АСК ГСМ как инвестиционный проект Минобороны
Одной из возможных причин пробуксовывания проекта АСК ГСМ может стать сложное многоуровневое финансирование внедрения аппаратных средств учета. Встает вопрос, на чей баланс примут входящие в состав системы программные продукты, которые потребуют затрат на сопровождение. Стоимость аппаратной части, например, датчиков на баки автомобилей, придется закладывать в цену техники. По словам генерального директора "АВП Технологии" Дмитрия Тихонова, их решение увеличит стоимость техники не более, чем на 10%, при этом сэкономит более 7% топлива в год.
Однако пока элементы АСК ГСМ в технических заданиях на новую технику не появились. Об этом в ходе форума "Армия" сообщили поставщики техники на шасси "КамАЗ" и "Урал". Напротив, военные сейчас стремятся снизить стоимость закупаемых автомобилей. Новая машина "Военно-промышленной компании" "Атлет" лишилась гидропневматической подвески в целях удешевления, с бюджетным вариантом "Тайфуна-ВДВ" на выставку приехал "Ремдизель". Конструкторы Урал-53099 оптимизировали броневик в целях снижения цены.
Единственным оснащенным АСК ГСМ образцом техники на главной военной выставке страны стал топливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501. На нем стояло три элемента системы: датчики на баке и цистерне производства "АВП Технологии" и блок передачи данных "Поток-П" разработки НИИ МА "Прогресс". По данным источника Mil.Press Военное в Минобороны, такая машина обходится более чем в 30 млн рублей.
Летом 2018 года отработка элементов АСК ГСМ нижнего уровня прошла в Мценске, рассказал изданию генеральный директор "АВП Технологии" Дмитрий Тихонов. В этом городе находится "Завод специальной техники" - производитель АТЗ-12-10-63501. Еще несколько совещаний в 2018 году прошли с целью уточнения требований к участникам инициативной разработки системы.
"Сколько можно делать инициативно? Когда это все начиналось, было объявлено, что после учений (имеются в виду учения 2016 года в Крымске - ред.) будет объявлена ОКР", - восклицает один из разработчиков системы.Таким образом сейчас Минобороны находится на распутье финансирования проекта. С одной стороны, аппаратная часть нижнего уровня готова, ее можно начать устанавливать на поступающую в войска технику, параллельно загоняя на модернизацию уже имеющиеся у военных машины. Промедление может быть связано с тем, что экономический эффект от внедрения только нижнего уровня АСК ГСМ не столь заметен, как от верхнего и среднего. "С учетом обслуживания и поверки установка оборудования в каждый бак может обойтись в сумму около 20 млрд рублей", - сообщил знакомый с обсуждением этих вопросов источник Mil.Press Военное. Для сравнения, за такие деньги можно закупить 80 танков на платформе "Армата" в ценах, озвученных "Уралвагонзаводом" в 2015 году.
В то же время внедрение системы верхнего уровня требует гораздо меньших затрат, но фактически стоит на месте из-за отсутствия официально объявленной опытно-конструкторской работы. "Разработка ядра (программной части - ред.) с аттестацией на отсутствие недекларированных возможностей выльется в сумму около 250 млн рублей", - добавил собеседник издания. Одним из способов удешевить и ускорить внедрение АСК ГСМ он считает запрос в Главное управление развития информационных и телекоммуникационных технологий Минобороны, которое может предоставить резервные вычислительные мощности для обработки информации о перемещениях топлива. Сотрудники этого же управления в дальнейшем смогут заниматься внедрением и настройкой программных элементов АСК ГСМ в частях, что также позволит сэкономить бюджетные деньги.
Редакции не удалось в процессе работы над материалом ознакомиться с экономическим обоснованием разработки АСК ГСМ, на которую должны опираться должностные лица военного ведомства при реализации дорожной карты внедрения системы. А ведь именно восприятие учета ГСМ как бизнес-проекта могло бы прекратить пробуксовку процесса. Почему бы не пойти по пути "Росморпорта" - быстро оцифровать топливный документооборот, окупить затраты за год и реинвестировать в более низкий уровень системы? А высвобожденные и сэкономленные в итоге деньги можно было бы пустить, например, на денежное довольствие военнослужащих, которым осенью 2017 года Минфин России отказал в индексации выплат выше прогнозной инфляции.