Партнерский материал
"Недостаточный профессионализм компаний, взявших на себя обязательство по доставке военных грузов, может приводить ситуациям, когда:
- грузы не доставлены до войсковой части;
- произошла порча, повреждение или полная гибель груза во время перевозки;
- сроки доставки сорваны;
- отсутствует обоснование затрат по перевозке, которое обязательно требуется головному заказчику;
- как следствие, увеличивается бюджет транспортировки.
Это основные риски, с которыми сталкиваются предприятия ВПК при выполнении гособоронзаказа и о которых мы говорили год назад на форуме "Армия-2017", - объяснил Евгений Романов.
Такие ситуации происходят при формальной оценке возможностей подрядчика, когда заказчик отдает приоритет низкой стоимости услуги. "Мы знаем много примеров, когда логистическую компанию выбрали только по цене. А потом начали думать, как она планирует оказать услуги. На предприятиях убедились, что объем возможных штрафных санкций при срыве сроков выполнения ГОЗ многократно превосходит минимальную разницу в цене между более дешевым предложением и ценой зарекомендовавшего себя экспедитора. Сейчас мы наблюдаем положительную тенденцию оценки данных рисков и повышения требований к логистическим компаниям", - добавил эксперт.
По его словам, в России сегодня работают тысячи перевозчиков и экспедиторов, заявляющих свою специализацию по выполнению гособоронзаказа, десятки из них доходят до реального участия в тендерах, но лишь единицы из них могут доставить грузы в полной сохранности и в срок.
Проверить экспедитора можно по следующим критериям:Требовать дополнительные документы при проведении тендерных процедур - законно, подчеркнул Евгений Романов.
- опыту, запросив акты ранее оказанных услуг по перевозке военных грузов;
- профессиональной компетенции на основании штатного расписания персонала;
- техническому оснащению (собственность или аренда транспортных средств, оборудования для работы);
- программному обеспечению;
- финансовому состоянию (отсутствие задолженностей по налогам).
Эффективным инструментом в работе с оценкой рисков является предпроектный анализ. Он подразумевает проработку связанных с логистикой нюансов еще на этапе проектирования изделия, его изготовления или хотя бы подготовки к отправке заказчику.
"Например, когда предприятию оборонного концерна потребовалось обеспечить поставку негабаритных и тяжеловесных изделий в рамках ГОЗ, нашими специалистами был проведен предпроектный анализ перевозки на этапе проектирования этих изделий. Совместными усилиями специалистов завода и нашей компании переработан транспортный вид и упаковка грузов, некоторые составляющие части изделия транспортировались отдельно от основной. Комплекс технических решений по итогам предпроектного анализа позволил обеспечить не только сохранность грузов, но и кратчайшие сроки изготовления и организации предстоящей перевозки, а также сэкономить средства за счет оптимизации габарито-весовых характеристик грузовых мест", - рассказал начальник отдела проектных перевозок ЦЖТН.
Специалисты Центра Железнодорожных Технологий Негабарит за 19 лет работы перевезли более 25000 негабаритных грузов. Свой опыт они структурировали в 39 рекомендациях предприятиям оборонной отрасли, которые представили на форуме "Армия-2017". По словам Евгения Романова, за прошедший год ЦЖТН проконсультировал более 50 компаний, пять из которых успешно внедрили изменения в выбор поставщика логистических услуг. Компания продолжит консультации на выставке "Армия" 2018 года.