Крупнейшие авиационные бренды под единым началом
Сегодня Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) включает в себя около 30 предприятий и является крупным игроком на мировом рынке авиастроения. Активы корпорации расположены в различных регионах России, совместные предприятия с зарубежными партнерами действуют в Индии и Италии. На предприятиях, входящих в ОАК, трудится более 100 тысяч человек. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды, как "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев". Возникли и новые ранее не существовавшие авиационные бренды - SSJ-100 и МС-21.
Сегодня в это трудно поверить, но созданное в 2006 году указом президента ОАО "ОАК" (ныне — ПАО "ОАК") получило в подчинение куда больше проблемных активов, нежели экономически состоятельных. Корпорация как раз и создавалась в качестве инструмента для спасения предприятий отрасли и создания основ для дальнейшего развития. В официальных документах сформулировано было так: "в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники".
Компании ОАК в настоящее выполняют самый широкий спектр задач: от модернизации, ремонта и утилизации воздушных судов до подготовки кадров и повышение квалификации летного состава. Корпорация разрабатывает, производит, испытывает и сопровождает в эксплуатации авиационную технику как гражданского, так и военного назначения.
В структуре производства предприятий ОАК наибольший удельный вес занимает продукция именно военного назначения. Ее выпускают не только по контрактам с Министерством обороны РФ, но и по заказам в рамках военно-технического сотрудничества с другими странами.
Эксперты считают оправданным решение, которое позволило в 2013 году передать в управление ОАК пятнадцать авиаремонтных заводов, принадлежащих Минобороны РФ. В результате исправность авиапарка ВКС повысилась с прежних 40% до практически 70 - 75%. Передача авиаремонтных предприятий позволила эффективнее проводить модернизацию боевой техники, стоящей на вооружении ВКС.
На аэродроме Кубинка зрителям форума "Армия-2016" представят многофункциональные бомбардировщики Су-34, новейшие истребители Су-35С и Су-30СМ. Помимо этого будут продемонстрированы новейший транспортный самолет Ил-76МД-90А, стратегические ракетоносцы Ту-160 "Белый лебедь", Ту-95МС "Медведь" и многие другие.
Во время динамического показа комплексы фигур высшего пилотажа выполнят экипажи "Русских Витязей" на истребителях Су-27, "Стрижей" на МиГ-29, а также "Соколы России" на Су-30СМ, "Беркуты" на вертолетах Ми-28Н "Ночной охотник" и "Крылья Тавриды" на учебно-боевых самолетах Як-130.
Боевой расчет
Сегодня в линейку выпускаемых и модернизируемых корпорацией боевых самолетов входят:
- многоцелевой истребитель палубного базирования МиГ-29К/КУБ;
- многоцелевые истребители МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-30MК, Су-30СМ, Су-35С;
- палубный истребитель Су-33;
- многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-34;
- сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-160;
- дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3;
- турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС;
- учебно-боевой самолёт, лёгкий штурмовик Як-130 и т.д.
Поставки для ВКС ведутся строго по планам гособоронзаказа, в срок, практически без нареканий.
За последние годы в войска предприятиями ОАК было поставлено около 400 новых машин. Например, авиационные стратегические ядерные силы в 2015 году пополнились десятью модернизированными самолётами, из которых два - Ту-160, три - Ту-95МС и пять - Ту-22М3. Всего же в рамках государственного оборонного заказа 2015 года Воздушно-Космические Силы получили 243 современных летательных аппарата.
Как отметил министр обороны РФ Сергей Шойгу, существенный скачок сделан в области развития беспилотной авиации: "Если в 2011 году в Вооружённых Силах было только 180 систем БПЛА, то сегодня количество беспилотников достигло 2 тысяч".
Модернизация авиатехники — важный элемент развития отрасли. При относительно небольших инвестициях военные получают самолеты с существенно улучшенными боевыми возможностями и летно-техническими характеристиками.
Взгляд в будущее
Самая главная разработка следующего поколения — это, конечно, перспективный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА).
Самолет ПАК ФА (Т-50) является многоцелевым истребителем пятого поколения. Впервые поднялся в воздух в январе 2010 года, широкой публике впервые представлен на авиашоу МАКС-2011. Планируется, что серийные поставки в войска начнутся в 2018 году.
Ход работ по этому проекту оценил заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов. Недавно он побывал в Комсомольске-на-Амуре на авиционном заводе имени Гагарина (КнААЗ), где работает цех окончательной сборки опытной партии ПАК ФА (Т-50). Юрий Борисов обратил особое внимание на уровень работ в агрегатно-сборочных цехах, соблюдение сроков контрактов и надлежащее качество продукции, а также заверил руководство предприятия, что в планах военного ведомства продолжить наполнение заказами контрактный портфель предприятия не только в этом, но и следующем десятилетии.
К числу перспективных проектов ОАК относится и средний военно-транспортный самолёт Ил-214. Его разработкой для ВКС в инициативном порядке занимается "Авиационный комплекс им. Ильюшина". Самолет предназначен для транспортировки и парашютного десантирования широкой номенклатуры грузов массой до 20 тонн на расстояние более 2 тысяч км.
В рамках работы на перспективу в ОАК ведется глубокая модернизация и подготовка к производству обновленного стратегического бомбардировщика Ту-160, а также работа над авиационной техникой следующих поколений. Много новых перспективных разработок в области беспилотной авиации.
Согласно "Долгосрочной стратегии развития на период до 2025 года" в ОАК планируют увеличение выручки в четыре раза - до 900 млрд рублей, в том числе за счет роста поставок новой военной авиатехники. Среди приоритетных задач корпорации - "качественное и ритмичное выполнение контрактов в рамках гособоронзаказа", а также формирование опережающего научно-технического задела.