Промышленники предоставили Военное.РФ материал с собственным анализом применяемого в российской бронетехники ППО, в котором обращают внимание на токсичность основной компоненты в газовой системе пожаротушения - хладона, известного также как фреон. Ряд хладонов, в том числе используемый в ППО российской бронетехники хладон 114B2, запрещены к производству с 1994 года Монреальским протоколом, согласно которому они считаются озоноразрушающими. Тем не менее, использование хладонов, произведенных до 1994 года, документом не ограничено.
В контексте пожаротушения бронетехники разрушение озонового слоя хладонами играет все же второстепенное значение по сравнению с их токсичностью. Представители "Гранит-Центр" апеллируют к гипотетической вероятности утечки хладона из баллонов и последующему отравлению личного состава, вплоть до летального исхода.
Помимо этого, производители на примере противопожарной системы ЗРК "Бук" указывают на невозможность обеспечить адресность тушения загоревшегося отсека. Так, система ППО на "Буке" может тушить либо моторно-трансмиссионное отделение, либо тушение сразу двух отсеков: отопительно-вентиляционной установки и гидротурбинного двигателя. Поступление пожаротушащего вещества в два отсека вместо горящего одного чревато быстрой исчерпаемостью запасов, считают промышленники.
Преимущества порошковых систем, по их мнению, заключается в срыве пламени струей порошка, разбавлении горючей среды порошковым облаком, охлаждении зоны горения и эффекте огнепреграждения.
Однако производителям оппонируют эксперты. Так, по словам независимого военного эксперта Олега Желтоножко, сама постановка вопроса "ППО без фреона" выглядит сомнительной.
"Как класс соединений, фреоны - отличные ингибиторы самого химического процесса горения, обладающие массой технологических преимуществ, как то: коррозионная совместимость с материалами коммуникаций и аппаратуры ППО, стабильность химических свойств при длительных сроках хранения, компактность при хранении, высокая проницаемость в труднодоступные места конструкции, широкий температурный диапазон применения, и так далее", - разъясняет Желтоножко.
Эксперт также добавил, что помимо хладонов эффективно тушить пожар можно также при помощи углекислого газа, сухого льда и жидкого азота. "Установку тушения внешнего пожара жидким азотом на гусеничной базе демонстрировал "Уралтрансмаш"", - подчеркнул Желтоножко.
В свою очередь, главный редактор журнала "Арсенал отечества" полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что система пожаротушения начинает действовать в тот момент, когда происходит сильное возгорание внутри бронетехники.
"Надо понимать, что во всех случаях подразумевается, что экипаж из танка выскакивает как можно быстрее. Таких составов, которые были бы безвредны для людей и одновременно эффективны в тушении пожаров, просто в природе не существует", - рассуждает Мураховский. - "Не припомню, чтобы в танках применялись порошки. Они эффективны более-менее, когда источники пожара не внутри объекта. Кроме газа там ничего сработать эффективно не сможет".
Хладон - газообразное или жидкое вещество, тушащее пожар за счет механизма ингибирования (торможения) реакции горения. Хладоны тяжелее воздуха и удаляются через десантный люк. Из недостатков вещества - высокая токсичность отдельных хладонов, а также высокая стоимость.
Порошковые противопожарные системы нетоксичны, неэлектропроводны и экранируют тепловое излучение. Из недостатков порошков можно выделить слёживаемость.
Разработчики систем пожаротушения поспорили с экспертами о применимости газовых систем в бронетехнике
Представители компании "Гранит-Центр", производящей противопожарное оборудование (ППО), высказывают точку зрения, согласно которой газовые системы пожаротушения на основе хладона, которыми защищена современная российская бронетехника, ощутимо уступают порошковым. Однако эксперты придерживаются мнения, что списывать со счетов ППО, содержащее газ, рано.