Петербург предложили сделать центром авиационного приборостроения
В Петербурге планируют создать Национальный центр авиационного приборостроения, который объединит разработку, производство и обучение специалистов. Как сообщает Фонтанка, инициатором проекта выступает разработчик систем для безопасности полетов АО "Навигатор", которое ведет переговоры с городом о выделении под эти цели участка на Мебельной улице и займа из Фонда развития промышленности. Среди направлений, которые хочет развивать компания, – решения для беспилотников.
"Мы планируем построить Национальный центр авиационного приборостроения, который будет подразумевать не только наши мощности по разработке и производству, но в том числе инфраструктуру для обучения персонала, обучения молодежи, проведения научных сессий", – пояснил он.
Проект собираются реализовать в три этапа. На первом компания намерена закупить дополнительное оборудование, чтобы увеличить мощности действующей площадки на Васильевском острове. Для этого планируют взять заем на 360 млн рублей в городском Фонде развития промышленности. На втором этапе компания рассчитывает получить статус масштабного инвестиционного проекта (МАИП) и получить участок на льготных условиях (рубль за метр).
"Навигатор" уже выбрал участок на Мебельной улице и ждет внесения необходимых изменений в ППТ. Параллельно проект прорабатывается с городом и учебными заведениями. "Мы написали концепцию по магистратуре, будем забирать студентов после бакалавриата, чтобы обучать узкоспециализированной разработке авиационного оборудования", – рассказал Сергей Бабуров.
"Навигатор" также планирует получить для своей новой площадки статус национального производственного центра, а в перспективе – "собрать несколько концепций НПЦ". Так, в здании на 35 тысяч кв. метров порядка половины займет собственное производство, а на остальные площади компания хочет привлекать малые предприятия, чтобы затем "интегрировать в большие консорциумы".
Общие инвестиции в проект оцениваются в 5 млрд рублей. Но чтобы он был реализован, должны сложиться в том числе "макроэкономические обстоятельства", подчеркивают в компании.
После запуска Национального центра авиационного приборостроения "Навигатор" намерен покинуть здание на Шкиперском протоке, которое занимает сейчас. Оно находится в аренде, рассказал "Фонтанке" заместитель генерального директора по производству Валерий Мазурин. Переезд позволит в том числе лучше выстроить производственные процессы.
Соучредителями "Навигатора" являются АО "ВНИИРА", структура "Обуховского завода", и физические лица. В 2022 году было принято решение о реорганизации АО "Завод "Навигатор" в форме присоединения к АО "Северо-Западный региональный центр концерна ВКО "Алмаз–Антей" – Обуховский завод".
"Навигатор" выпускает системы безопасности полетов, самолетные ответчики, системы наблюдения, радиотехнические и спутниковые системы навигации и посадки, бортовые многофункциональные системы, вычислительные модули, системы индикации, комплексы бортового оборудования и другие изделия.
Произведенное "Навигатором" бортовое оборудование устанавливается на большинство российских гражданских и военных самолетов и вертолетов, в числе которых Ка-226, Ка-32, Ка-62, "Ансат", Ми-8, Ми-38, Ми-24, Ил-96, МС-21, Ту-204/214 SSJ-NEW и др.
В последний раз "Навигатор" раскрывал финансовые показатели в 2020 году, когда выручка составила 1,35 млрд рублей, прибыль – 150 млн рублей. По словам Сергея Бабурова, за 2022 год выручка компании выросла на 30%; в этом году предприятие рассчитывает сохранить динамику. Прибыль же, напротив, сокращается, поскольку компания много вкладывает в развитие.