Видеодневник инноваций ВПК

Военный контур: какие проекты определят мировой рынок вооружений

Тема: Иностранные, Статьи

В уходящем 2022 году многие страны мира отчитывались об испытаниях новых вооружений и военной техники, включая беспилотники, гиперзвуковые ракеты, глубоководные аппараты, артиллерийские комплексы, "умные" боеприпасы и т.д. Редакция Mil.Press решила проанализировать ситуацию на мировом рынке вооружений, чтобы понять, как он может измениться в ближайшее десятилетие.

В разы быстрее скорости звука


Первой страной, официально объявившей о принятии на вооружение гиперзвукового оружия, стала Россия. В частности, речь идет об авиационном комплексе "Кинжал", противокорабельной ракете "Циркон" и модернизированной межконтинентальной баллистической ракете УР-100Н УТТХ с гиперзвуковым планирующим блоком.

Быстрее всех успеха в этом же направлении предположительно достиг Китай. Официальный Пекин предпочитает не раскрывать карты касательно своих достижений в сфере военных разработок, однако тем не менее некоторые данные утекают в прессу. В частности, известно, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) приняла на вооружение новый мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой DF-17 (Dongfeng-17), оснащенной гиперзвуковым планером DF-ZF. По утверждениям прессы, этот блок способен маневрировать со скоростью до 10 чисел Маха (12 300 км/ч).

В ноябре 2022 года на 14-м международном авиасалоне Airshow China в Чжухае китайские военные впервые показали широкой публике противокорабельную гиперзвуковую ракету YJ-21, похожую по очертаниям на российские "Кинжалы". По оценкам экспертов, ракета имеет дальность действия от 1000 до 1500 км и предназначена для борьбы с авианосными ударными группами противника. YJ-21 должны включить в состав вооружения китайских эсминцев класса "Тип-055".

На том же авиасалоне в Чжухае анонсировали проект перспективного беспилотника MD-22, способного развивать гиперзвуковую скорость. Как предполагают эксперты, местные разработчики смогут использовать этот аппарат для отработки новых технологий в рамках создания истребителя шестого поколения.

Модель гиперзвукового БПЛА MD-22, Китай

MD-22 оснастят одним двигателем. Аппарат получит укороченные треугольные крылья с большой стреловидностью и V-образное хвостовое оперение. Воздухозаборник двигателя расположен в подфюзеляжной части, рядом с задней частью планера.

На выставке не раскрыли информацию о текущей стадии проекта, но озвучили характеристики перспективного БПЛА. Предполагается, что он сможет развивать скорость до 7 чисел Маха (8575 км/ч), а дальность полета будет достигать 8000 км.

На этом китайские военные не останавливаются. К 2025 году они рассчитывают получить гиперзвуковую ракету с тепловым наведением, которая сможет поразить движущийся автомобиль. Скорость ракеты при этом в пять раз превысит скорость звука (6125 км/ч).

Главным преследователем России и Китая в сфере гиперзвуковых технологий остаются США. В этом направлении Пентагон финансирует несколько программ.

В частности, в интересах Армии США разрабатываются мобильные ракетные комплексы большой дальности Long Range Hypersonic Weapon (LRHW). Эти комплексы предназначены для поражения целей на дистанции как минимум 1725 миль (2776 км), а непосредственно ракеты должны развивать скорость до 17 чисел Маха (20 826 км/ч). Первый испытания LRHW запланированы на 2023 год.

Предположительный облик пусковых комплексов гиперзвуковых ракет LRHW, США

В декабре 2022 года ВВС США отчитались об успешном испытании гиперзвуковой авиаракеты AGM-183 ARRW (Air-Launched Rapid Response Weapon) класса "воздух–поверхность". Пуск полноценного прототипа ракеты выполнили с борта стратегического бомбардировщика B-52H "Стратофортресс" во время полета над Тихим океаном, вблизи Калифорнийского побережья. Ракета достигла гиперзвуковой скорости, которая в пять раз превысила число Маха (6125 км/ч).

Это был уже третий запуск AGM-183 ARRW после успешных попыток в мае и июле этого года. А вот годом ранее аналогичные испытания трижды провалились.

Изначально предполагалось, что ракеты AGM-183 ARRW начнут поступать в войска до конца 2022 года, но теперь очевидно, что это произойдет заметно позже.

К 2025 году свой вариант гиперзвукового оружия должны получить и ВМС США. Речь идет о ракетах с гиперзвуковым планирующим блоком C-HGB (Common Hypersonic Glide Body). Для установки новых комплексов модернизацию пройдет головной эсминец класса "Зумвальт". В частности, придется демонтировать два основных 155-мм орудия. Вместо них будут интегрированы четыре 87-дюймовые ячейки вертикального пуска, каждая из которых сможет вместить три ракеты C-HGB. Таким образом, один эсминец сможет нести 12 гиперзвуковых боеприпасов.

Два других эсминца класса "Зумвальт" пройдут необходимую модернизацию позднее. Кроме того, новый комплекс хотят интегрировать в состав вооружения многоцелевых АПЛ типа "Вирджиния".

Что касается Евросоюза, то там пока концентрируются на разработке средств противодействия гиперзвуковым угрозам. В частности, в начале сентября Испания и Франция объявили, что возглавят усилия по разработке нового перехватчика гиперзвуковых ракет в рамках программы European Hypersonic Defense Interceptor (EU HYDEF). Данный этап займет три года, а его стоимость оценивается в 110 млн евро. Координатором проекта выступит испанская компания Sener Aerospacial Sociedad Anonima, а немецкая Diehl Defense осуществляет общее техническое руководство.

Помимо упомянутых компаний, в разработке новой европейской противоракеты участвуют испанские Navantia, Escribano Mechanical and Engineering, GMV Aerospace and Defence, Instalaza SA и Национальный институт аэрокосмической техники; польские Instytut Techniczny Wojsk Lotniczych и Варшавский авиационный институт; чешская LK Engineering; норвежская Nammo, шведская Ruag Space и бельгийская Sonaca Group.

Погоня за автономным помощником для пилотов


В вопросе применения в военных целях различных беспилотных систем пока лидерство удерживают США. Они с начала XXI века активно их задействуют, накопили значительный опыт и сейчас продолжают развивать это направление. В частности, Пентагон проводит тендер в рамках программы Skyborg по созданию беспилотных ведомых – автономных летательных аппаратов, которые смогут действовать в связке с пилотируемыми истребителями. Такие БПЛА могут выполнять функции разведчиков, носителей ударных вооружений, либо использоваться для прорыва противовоздушной обороны противника, чтобы снизить риски для личного состава.

Беспилотный ведомый XQ-58A "Валькирия", США

В этом тендере конкурируют Boeing, General Atomics и Kratos. Они представили военным свои прототипы еще к лету 2021 года, однако конкретные решения так и не были приняты. В бюджетном запросе на 2023 финансовый год (начался 1 октября 2022 года), командование ВВС США указало, что в ближайшие годы потребуется еще более 100 млн долларов на продолжение исследований и испытаний в рамках программы Skyborg.

Отсутствие спешки в Пентагоне объясняют тем, что данная программа может стать определяющей для дальнейшего развития беспилотной авиации. Наработки по Skyborg, например, собираются использовать в рамках проекта Next Generation Air Dominance (NGAD), который предполагает создание истребителей нового поколения. Это должны быть опционально беспилотные боевые машины, оснащенные системой искусственного интеллекта.

Союзники США также крайне заинтересованы в беспилотных ведомых. В частности, по заказу ВВС Австралии Boeing уже несколько лет разрабатывает аппарат под названием Loyal Wingman. Выкатка первого такого аппарата состоялась в мае 2020 года.

Модель беспилотного ведомого Loyal Wingman

На 2023 год запланированы испытания британского беспилотного ведомого. Его разрабатывает компания Spirit AeroSystems. Новый аппарат должен выполнять как самостоятельные разведывательные полеты, так и летать в паре с пилотируемыми истребителями "Тайфун" и F-35.

Самостоятельные исследования в данной области ведут индийские специалисты. Компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) разрабатывает дрон "Уорриор" (Warrior, "Воин"), предназначенный для совместных действий с легкими истребителями "Теджас" индийского производства. Проект находится на раннем этапе, так что первый полет прототипа ожидается не раньше 2025 года.

Разумеется, не мог остаться в стороне от этих тенденций и Китай. На уже упомянутой ранее выставке Airshow China 2022 в Чжухае дебютировал беспилотный ведомый FH-97A. Это реактивный двухдвигательный аппарат, способный находится в воздухе до 6 часов. Дальность полета указывается в пределах до 1000 км. Для снижения радиолокационной заметности дрон оборудован внутренним оружейным отсеком, вмещающим до восьми ракет с инфракрасным наведением. Увы, данных о сроках принятия на вооружения FH-97A пока нет.

Турция сделала ставку на дроны


Среди независимых игроков на оружейной рынке в последние годы заметно выделяется Турция. Для самостоятельной разработки беспилотных ведомых Анкара еще не созрела, но направление беспилотников различного назначения развивает интенсивно. Отчасти страну к этому вынудили санкции со стороны США, которые после закупки Турцией российской системы ПВО С-400 ограничили военное сотрудничество с Анкарой, а также исключили ее из программы международной кооперации по производству истребителей пятого поколения F-35.

Решение Вашингтона фактически поставило под вопрос целесообразность строительства для турецкого флота универсального десантного корабля "Анадолу", на котором планировалось размещать истребители F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Аналогичных самолетов на международном рынке попросту нет. Тогда Анкара решила переориентировать "Анадолу" для использования палубных беспилотников. Дело за малым – эти самые палубные БПЛА создать.

На данный момент известно, что для "Анадолу" создают два типа беспилотников. Первый вариант – это известный уже TB-2 "Байрактар" в модификации со складывающимся крылом. Вторая же разработка – малозаметный сверхзвуковой дрон Kizilelma, разработанный в рамках проекта MIUS (Muharip Insansiz Ucak Sistemi).

Прототип реактивного беспилотника MIUS, Турция

Новый беспилотник должен взлетать с палубы корабля без помощи катапульты. Заявленная рабочая высота аппарата – 12 000 метров. Взлетная масса составит 5,5 тонны, полезная нагрузка – почти 2 тонны. Предполагается, что беспилотник сможет развивать максимальную скорость до 900 км/ч (крейсерская – 740 км/ч). Боевая дальность – 930 км. Продолжительность полета составит около пяти часов.

Беспилотник оснастят антенной SATCOM, что позволит поддерживать автономное управление через спутник из любой точки.

Первые полеты опытных образцов Kizilelma запланированы на 2023 год.

Израиль раскрыл карты


Многие годы Израиль старался скрывать, что военные страны активно применяют различные беспилотники, хотя, в общем, ни для кого это не оставалось секретом. Тем не менее, данная доктрина действовала до последнего времени. Однако в 2022 году власти страны публично обратились к национальным разработчикам с призывом увеличить дальность применения беспилотников, а также повысить их скорость. Аналитики связывают эти требования с планами Израиля в будущем иметь возможность для нанесения ударов по объектам на территории Ирана.

На сегодня двумя широко известными ударными израильскими БПЛА считаются "Гермес-450" производства Elbit Systems и "Херон-TP" производства Israel Aerospace Industries (IAI). Взлетная масса "Гермеса-450" – 550 кг, максимальная полезная нагрузка – 180 кг, продолжительность полета – 17 часов, максимальная высота – 5490 метров. Более мощный "Херон-TP" имеет максимальную взлетную массу 5670 кг при полезной нагрузке в 2700 кг. Аппарат рассчитан на 30 часов автономной работы. Максимальная высота – 13 700 метров.

Как утверждает зарубежная пресса, сейчас израильские специалисты ведут разработку еще как минимум трех ударных беспилотников. Существенных подробностей о них неизвестно. Предположительно среди них есть как новые разработки, так и усовершенствованные версии уже существующих платформ.

"Немезида" на колесах


Одна из самых интересных новинок в области сухопутной беспилотной техники – мобильная береговая установка с противокорабельными ракетами, разработанная компанией Raytheon Missiles & Defense в интересах Корпуса морской пехоты США.

Береговой ракетный комплекс NMESIS, США

Комплекс, получивший название NMESIS (расшифровывается как Navy Marine Expeditionary Ship Interdiction System и читается как nemesis – возмездие), представляет собой дистанционно управляемую пусковую установку производства Oshkosh Defense, вооруженную новейшими противокорабельными ракетами NSM (дальность поражения – до 185 км).

Первые огневые испытания NMESIS прошли весной этого года. По мнению иностранных военных аналитиков, прежде всего эту систему будут применять в Азиатско-Тихоокеанском регионе с большим количеством архипелагов.

В море выходит "Призрачный флот"


С каждым годом расширяется применение в военных целях беспилотных платформ на море и под водой. Минобороны США реализует амбициозную программу Ghost Fleet Overlord (можно перевести как "Повелитель призрачного флота"). В ее рамках ВМС США уже получили в свое распоряжение три надводных беспилотных судна – "Рейнджер", "Номад" и "Маринер". Последний из них поступил на службу в августе 2022 года.

Основой для этих беспилотников послужили серийные суда обеспечения, которые строит верфь Gulf Craft. Их длина составляет около 60 метров, надстройка сдвинута к носу, а большая часть палубы выделена под размещение различного оборудования. На борту интегрирована автоматическая система управления разработки компании Leidos, которая допускает полностью самостоятельное плавание, в рамках заложенной программы, либо по дистанционным командам от оператора.

Суда "Призрачного флота" могут выполнять как разведывательные и транспортные функции, так и участвовать в боевых действиях. Во время очередных испытаний "Рейнджера" иностранные наблюдатели заметили пусковые установки с зенитными ракетами SM-6, которые также способны поражать надводные цели.

Еще один беспилотник – "Вэнгард" – сейчас строят на верфи Austal USA. Предполагается, что это судно будет несколько длиннее трех предшественников, что позволит увеличить автономность за счет большего запаса топлива.

Главное предназначение "Призрачного флота" – это отработка различных сценариев взаимодействия как между собой, так и с кораблями с экипажем. На основе этого опыта командованию ВМС США предстоит определить дальнейшую стратегию развития беспилотных надводных платформ.

Летом этого года китайские специалисты приступили к морским испытаниям надводного стелс-беспилотника водоизмещением 200 тонн. Аппарат выполнен по схеме тримарана и по внешнему виду откровенно напоминает первый американский надводный 135-тонный беспилотник "Си Хантер" (Sea Hunter), разработанный в первую очередь для борьбы с подлодками.

Китайский беспилотный надводный тримаран

Компания Beikun Intelligent Technology из Чжэцзяна начала разработку аппарата в конце 2015 года. Перед создателями стояла задача построить интеллектуальный, автономный и малозаметный беспилотный аппарат, способный совершать плавания в условиях открытого моря с минимальными затратами и заметностью.

Еще один китайский проект предполагает создание большого беспилотного тримарана, который можно будет использовать в качестве безэкипажного ударного корабля. Китайская пресса утверждает, что его постройка уже стартовала.

Старается не отставать от мировых лидеров Великобритания. Королевский военно-морской флот этим летом представил опытовое судно "Патрик Блэкетт" типа XV (eXperimental Vessel), предназначенное для испытаний новейших технологий и систем, включая беспилотные комплексы с применением искусственного интеллекта (ИИ). 42-метровое судно водоизмещением 270 тонн используют специалисты подразделения NavyX, которые отвечают за внедрение инноваций и отработку передовых концепций.

Судно выполнено на базе быстроходного катера проекта 4008 Fast Crew Supply (разработан и поставлен голландской компанией Damen), который модифицировали под запросы NavyX. С его помощью специалисты NavyX смогут тестировать новые системы без привлечения кораблей флота, которые должны решать задачи по предназначению. Также планируется более тесное сотрудничество с отраслевыми и научными партнерами.

Лазер сфокусировали на задачах ПВО


Уже в 2023 году Армия обороны Израиля может принять на вооружение новую систему ПВО с высокомощным лазерным излучателем (HELWS). Еще в июне 2021 года израильское военное ведомство отчиталось о завершении первой серии испытаний перспективного комплекса "Железный луч" (Iron Beam), в ходе которых установка справилась с перехватом нескольких беспилотников на различных дальностях и высотах полета. А весной 2022 года демонстрационная модель HPL-WS при различных сценариях успешно перехватила БПЛА, минометные снаряды, ракеты, в том числе противотанковые.

Лазерное оружие должно дополнить израильскую многоуровневую противоракетную оборону, которая включает в себя системы "Железный купол", "Праща Давида" и "Стрела".

Лазерное оружие

Военные США также рассматривают лазерные системы как эффективное дополнение к существующим комплексам ПВО. Кстати говоря, в начале декабря Американский гигант Lockheed Martin и израильская фирма Rafael объявили о совместных усилиях по разработке системы лазерной защиты на основе проекта "Железный луч".

Американские и израильские разработчики сосредоточатся на создании системы, состоящей из пары твердотельных лазеров, которые вместе смогут давать мощность до 300 кВт (а в перспективе – 1 мВт). Другая цель – позволить боевым управляющим системам одновременно "сжигать" более одной цели. Поскольку лазерный луч должен оставаться на цели в течение нескольких секунд, чтобы уничтожить ее, необходимо использовать несколько излучателей, если существует более одной угрозы (например, рой БПЛА или ракетный залп).

Пентагон видит перспективы применения лазерного оружия также на море и в небе. Например, на 2023 год запланированы летные испытания самолета огневой поддержки AC-130J "Гострайдер" с боевым лазером Airborne High Energy Laser (AHEL). Представители Lockheed Martin, разработавшие комплекс, не называли номинальную мощность AHEL, но военные заявляли, что установка будет соответствовать классу 60 кВт.

Уже в этом году американский эсминец "Пребл" класса "Арли Бёрк" стал первым в этой линейке носителем лазерного комплекса HELIOS, предназначенного для наблюдения и "ослепления" техники противника. 60-киловаттный лазерный излучатель размещен на платформе, изначально предназначавшейся для 20-мм пушки "Вулкан" корабельного зенитного артиллерийского комплекса Phalanx CIWS. Лазерная установка способна "ослеплять" оптические системы на самолетах и кораблях противника. Издание The Drive утверждает, что Lockheed Martin уже договорилась с ВМС США об установке еще одного комплекса HELIOS на другой эсминец класса "Арли Бёрк".

В Европе тоже ведут исследования в данной области. Минувшим летом немецкий фрегат "Саксония-Анхальт" типа "Баден-Вюртемберг" впервые испытал боевой лазерный комплекс, разработанный компаниями MBDA Deutschland и Rheinmetall Waffe Munition. К сожалению, подробности о проекте не раскрываются.

В Великобритании не отстают и испытывают установку "Драконий огонь" (DragonFire). Минобороны Соединенного Королевства потратило на разработку нового оружия около 100 млн фунтов стерлингов (116 млн долларов). Над его созданием совместно трудятся лаборатория военного ведомства, британские подразделения итальянского машиностроительного холдинга Leonardo и международного производителя ракетных систем MBDA, а также оборонная местная компания QinetiQ.

Лазерная установка Dragonfire, Великобритания

Предполагается, что основной задачей лазера мощностью 50 кВт станет защита бронетехники и кораблей от ракет и артиллерийских снарядов. Его создатели ожидают, что новая система сможет выполнять эти задачи эффективнее тех решений, которые используются сейчас, будучи при этом компактнее, дешевле и легче.

Кто создаст истребитель мечты?


Истребитель пятого поколения F-35, разработанный американской корпорацией Lockheed Martin в широкой международной кооперации, задумывался как основной боевой самолет в США и странах-партнерах как минимум до середины XXI века, однако ультимативной платформой так и не стал. Сегодня разработки новых истребителей ведут как сами США, так и их европейские союзники. Азиатские игроки тоже запустили собственные проекты.

В США программа создания боевого самолета шестого поколения получила обозначение NGAD (Next-Generation Air Dominance). Фактически она стартовала в 2015 году. До 2022 года продолжалась фаза разработки ключевых технологий, необходимых для создания истребителя. В этом году было объявлено, что начинается следующая стадия – разработки и развития производства (EMD, Engineering and Manufacturing Development).

Отметим, что еще до конца 2020-х годов должна начаться следующая фаза проекта – IOC (Initial Operational Capability), подразумевающая начало эксплуатации и испытаний образцов.

Программа NGAD включает в себя создание целого семейства связанных между собой систем для ведения боевых действий в воздушном пространстве, которые могут включать пилотируемые истребители, беспилотные летательные аппараты, спутники в космосе и платформы в киберпространстве. В этой связи NGAD иногда называют "системой систем".

Прогнозируется, что данная программа может стать одной из самых дорогих в истории. Только в 2023 году расходы на нее превысят 1,7 млрд долларов. Предположительно каждый самолет будет стоить несколько сотен миллионов долларов (истребители F-35 в зависимости от конфигурации обходятся в среднем в 100 млн долларов за единицу).

Технические подробности NGAD сохраняются в строжайшем секрете.

В Старом Свете конкурируют два проекта. Еще в 2018 году Великобритания объявила о старте программы "Темпест" (Tempest, "Буря") по созданию истребителя нового поколения. В 2021 году заключен официальный контракт с компанией BAE Systems стоимостью 250 млн фунтов стерлингов.

Модель истребителя шестого поколения Tempest, Великобритания

К работам привлекли британское отделение итальянской группы Leonardo, местное подразделение европейского разработчика ракетных вооружений MBDA и Rolls-Royce как производителя реактивных двигателей. А в декабре этого года Великобритания, Италия и Япония объявили об объединении усилий для создания нового истребителя. При этом боевую машину планируется подготовить к 2035 году. Фактические это стало официальным отказом Токио продолжать разработку собственного истребителя в сотрудничестве с американскими партнерами, как это предполагалось ранее.

С другой стороны, существует проект Future Combat Air System (FCAS), объединивший Германию, Францию и Испанию. Берлин и Париж в 2018 году объявили о совместной разработке перспективной боевой машины, а в 2019 году к ним присоединилась Испания. Планы тройственного союза предполагали, что в 2027 году в воздух поднимется первый прототип истребителя.

Сегодня программа FCAS забуксовала. В частности, не в пользу проекта сыграло решение Берлина заказать американские истребители F-35 для замены устаревших штурмовиков "Торнадо". Тем не менее Германия и Испания недавно пообещали перейти к следующей фазе программы, которая включает создание действующего прототипа. В то же время между участниками проекта существуют трения. Так, Dassault Aviation, представляющая в программе Францию, претендует на решающую роль, что не устраивает немецкую сторону. Как разрешится эта ситуация, пока предсказать трудно. Но еще раньше многие аналитики отмечали, что реализация в Европе одновременно двух программ разработки новых истребителей вызывает определенное недоумение. Не исключался и вариант, что эти два проекта объединятся. Впрочем, до сих пор предпосылок для этого не наблюдается.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и Турцию. Стамбул, исключенный Вашингтоном из программы производства F-35 и лишившийся возможности закупать эти самолеты, активизировал собственные разработки. Только в 2020 году Turkish Aerospace Industries представила видеоролик, в котором впервые показала возможный облик будущего турецкого истребителя пятого поколения, а сегодня первый образец TF-X уже находится на линии окончательной сборки. Это летательный аппарат с двумя двигателями, каждый из которых должен обеспечивать тягу по 9 тонн. Заявленная скорость – 2 числа Маха (2450 км/ч). Длина самолета составит 19 метров, размах крыльев – 12 метров. Практический потолок – 16 700 метров.

Еще один заметный проект – истребитель KF-21 "Борамэ", который Korea Aerospace Industries создает для ВВС Южной Кореи. В июле этого года состоялся первый испытательный полет перспективного самолета. Образец развил скорость около 400 км/ч, отработал взлет и посадку, позволил оценить основные летные характеристики, проверить структурную целостность перед началом интенсивных летных испытаний.

Истребитель KF-21 "Борамэ", Южная Корея

KF-21 создается в одноместной и двухместной версиях. Длина самолета составляет 16,9 метра, размах крыла – 11,2 метра, высота – 4,7 метра. Максимальная взлетная масса истребителя – 25,4 тонны. Самолет сможет выполнять полеты на скорости до 1,9 числа Маха (2328 км/ч). Перспективный истребитель получит десять точек подвески для ракет, бомб и различных контейнеров.

Что касается разработок новых боевых самолетов Китаем, то тут Пекин уже традиционно соблюдает секретность, не допуская утечек. Самый современный боевой самолет ВВС КНР – J-20 производства Chengdu Aircraft Industry Group. Причем по собственной китайской квалификации он относится к четвертому поколения, а западные специалисты считают J-20 представителем пятого поколения.

В профильной прессе отмечается, что для китайских авиаконструкторов сегодня основная задача – заменить российские двигатели АЛ-31Ф, которыми изначально оснащались передовые самолеты, собственными агрегатами. По последним свидетельствам независимых наблюдателей, сейчас истребители J-10, J-11 и J-16 получают модернизированные двигатели WS-10 собственной китайской разработки. Кроме того, в ближайшее время будет готов новый двигатель WS-15 с управляемым вектором тяги, который в первую очередь предназначен для J-20.

На волне прогресса


Ключевое противостояние в океане сегодня разворачивается между США и Китаем. К концу этого года по количественным показателям Пекин значительно вырвался вперед: численность основных классов боевых кораблей ВМС Народно-освободительной армии Китая приблизилась к 340 единицам, в то время как в распоряжении Пентагона около 230 кораблей. Впрочем, преимущество китайского флота обусловлено большим количеством кораблей небольшого водоизмещения со скромным боевым потенциалом, в то время как ВМС США составляют более крупные корабли и подлодки. За счет этого американцы пока сохраняют преимущество по боевым возможностям флота, но Пекин явно настроен изменить и эту ситуацию.

Ракетный эсминец "Наньчан" ("Тип-055") проводит дозаправку в море

Из последнего отчета Пентагона для Конгресса США о состоянии и перспективах Вооруженных сил Китая следует, что уже к 2025 году численность ВМС Китая может составить до 420 единиц, а к 2030-му – 460 единиц. Причем доля кораблей большого водоизмещения будет наращиваться. В частности, активно строятся эсминцы класса "Тип-055" с водоизмещением 13 тысяч тонн, которые по размерам уступают только американским эсминцам класса "Зумвальт" (14,5 тысячи тонн), но превосходят эсминцы типа "Арли Бёрк" и крейсеры "Тикондерога". Сегодня в составе китайского флота уже пять таких кораблей. В общей сложности Пекин намерен построить 16 эсминцев "Тип-055".

Не менее амбициозные планы у Китая и по авианосному флоту. В его распоряжении уже находятся два авианосца, третий (оснащенный электромагнитной катапультой – как новейшие американские авианосцы типа "Джеральд Форд") – спустили на воду в июне этого года. Предположительно уже в 2023 году он будет в строю. Строительство четвертого авианосца идет с 2017 года, но информация о его характеристиках и оснащении сохраняется в секрете.

Кроме того, с 2021 года в состав ВМС Китая поступают универсальные десантные корабли класса "Тип-075", которые при водоизмещение свыше 30 тысяч тонн вполне можно назвать легкими авианосцами. Пока они несут на борту только вертолеты, но, по некоторой информации, у Пекина есть программа разработки истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, который смог бы базироваться на УДК "Тип-075". Сейчас несут службу три таких корабля, но строятся еще пять.

Что касается США, то в этом году Пентагон решил по-новому расставить приоритеты и отказаться от ремонта и модернизации устаревших кораблей в пользу финансирования разработки новых передовых платформ. В частности, под "бюджетный нож" попали "ветеранские" крейсеры класса "Тикондерога" и первые корабли прибрежной зоны типа LCS, едва прослужившие десять лет.

В конце лета этого года на верфи Fincantieri Marinette Marine в Висконсине началось строительство первого фрегата класса "Констеллейшн" (Constellation, "Созвездие"), предназначенного для ВМС США. Его должны передать заказчику в 2026 году. Всего же американский флот намерен заказать не менее 20 таких кораблей. Потребностей в них возникла после того, как корабли прибрежной зоны типа LCS были признаны недостаточно вооруженными.

Кроме того, в 2022 году ВМС США заключили контракт с компаниями Huntington Ingalls Industries (HII) и Bath Iron Works General Dynamics (BIW) на проектирование и разработку ракетного эсминца нового поколения, также известного как DDG(X). Напомним, что ранее предполагалось, что следующим этапом после эсминцев "Арли Бёрк" станут корабли класса "Зумвальт", но проект оказался слишком дорогим и проблемным, так что его свернули, ограничившись постройкой трех единиц.

Подробности о конфигурации DDG(X) пока не раскрываются, но уже заявлено, что новые эсминцы вооружат лазерными боевыми комплексами и гиперзвуковыми ракетами.

Европейские союзники и партнеры США тоже активно обновляют флот. Так, Великобритания реализует программу закупки фрегатов класса "Тип-26". В ноябре головной корабль серии "Глазго", корпус которого собрали на верфи в Говане, отправили для достройки на верфь BAE Systems в Скотстоуне у западного побережья Шотландии.

Фрегат "Глазго", Великобритания

Первую тройку фрегатов "Тип-26" Королевский военно-морской флот заказал еще в 2017 году. Тогда планировалось, что головной корабль сдадут уже в 2020 году. Но программа столкнулась с рядом технических трудностей. Кроме того, на ситуацию повлияла пандемия коронавируса COVID-19.

По текущим оценкам, "Глазго" пополнит боевой состав Королевского флота только в 2026 году, а второй корабль серии "Кардифф" – в начале 2028-го.

Добавим, что в ноябре этого года Минобороны Великобритании заключило с BAE Systems контракт на сумму 4,2 млрд фунтов стерлингов на строительство еще пяти фрегатов "Тип-26". Таким образом, флот получит восемь кораблей этого класса, но поставка второй партии произойдет только в 2030-х годах.

Между тем в 2022 году заложили первый британский фрегат класса "Тип-31" – "Венчурер". Пять кораблей этого типа должны поддержать боеготовность британских военно-морских сил, пока задерживаются фрегаты "Тип-26". Ожидается, что все пять облегченных фрегатов "Тип-31" введут в строй к 2028 году.

Французские корабелы завершили поставку национальному флоту серии фрегатов типа FREMM и приступили к производству пяти фрегатов нового поколения класса FDI ("Бельхарра"). Первый из них, "Адмирал Ронарк", заложили в конце 2021 года, а уже в ноябре 2022 года на верфи Naval Group в Лорьяне его спустили на воду. Корабль планируют передать ВМС Франции уже в 2024 году, а остальные четыре – до 2030 года.

Фрегат "Адмирал Ронарк", Франция

Отметим, что Париж уже нашел и иностранных заказчиков для фрегатов FDI: весной 2022 года Греция заключила контракт на поставку трех кораблей этого типа с опционом на еще один фрегат. Ввод кораблей в строй ожидается в 2025–2026 годах.

Вообще же, совместные закупки кораблей постепенно становятся трендом в Европе. В частности, консорциум Belgium Naval & Robotics, образованный французскими Naval Group и ECA Group, реализует контракт на поставку 12 тральщиков Бельгии и Нидерландам. Первый корабль противоминной обороны "Влиссинген", предназначенный для голландского флота, заложили в июне 2022 года (первый тральщик для Бельгии заложили в конце 2021 года).

В свою очередь немецкая ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) получила заказ на строительство шести дизель-электрических подлодок класса "Тип-212CD" для флотов Норвегии и Германии. Для реализации этого проекта TKMS приобрела верфь MV Werften в Висмаре (город-порт в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе страны, которые ранее не претендовали на звание заметных игроков, обновляют свои военно-морские силы. Среди них – Таиланд, Филиппины, Индонезия, Малайзия. Еще активнее себя ведут два конкурента – Индия и Пакистан. Причем если Нью-Дели предпочитает строить подлодки и корабли на собственных верфях в рамках договоренностей о передаче технологий иностранными компаниями, то Исламабад заказывает и за рубежом, и строит самостоятельно. Так, в Стамбуле строятся корветы для ВМС Пакистана, а непосредственно в Карачи – подлодки класса "Хангор" по модифицированному китайскому проекту "Тип-039A/041".

Подводя черту, можно констатировать, что в сфере военных технологий ни одна страна в мире – по крайней мере пока – не способна совершить революционный прорыв, обеспечив себе явное преимущество перед партнерами и конкурентами. Мы наблюдаем поступательное движение, когда проекты, начатые в 2010-х годах, постепенно выходят на стадию реализации "в железе", испытаний и внедрения, но новые системы станут реальной силой, вероятно, не раньше 2030-х годов.