Видеодневник инноваций ВПК

Россия вернется к высшей школе по советскому образцу

Тема: Мирное

Глава Минобрнауки Валерий Фальков официально заявил Коммерсанту, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать собственную "уникальную" модель высшего образования. Как именно будет выглядеть новая модель, пока неизвестно, но Госдума и Совет федерации уже готовят законопроекты, предусматривающие возврат к советской схеме высшего образования – специалитету.

"К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, – заявил Фальков изданию. – Будущее – за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента".

Выпускники вуза

Других подробностей реформы министр пока не раскрыл.

Напомним, что после начала так называемой спецоперации по "демилитаризации и денацификации" Украины заявления о необходимости отказа от участия в Болонском образовательном процессе прозвучали от ряда высокопоставленных лиц.

Сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран, Россия присоединилась к ним в 2003 году. Болонская система подразумевает прежде всего сопоставимость образовательных программ стран-участниц – это позволяет признавать дипломы друг друга, а также повышает академическую и образовательную мобильность для "обмена" студентами и преподавателями.

Однако в России больше известна Болонская двухуровневая система образования, когда обучение делится на бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года). При этом бакалавр может попробовать получить магистратуру уже по другому направлению.

Именно эта часть Болонской системы наиболее критиковалась в России: многие считают, что за четыре года невозможно подготовить настоящего профессионала.

Впрочем, многие российские вузы до сих пор используют советскую систему специалитета, которая предусматривает пять–шесть лет обучения.

Глава парламентского комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев подтвердил "Коммерсанту", что в Госдуме сейчас обсуждается вопрос двухуровневой модели высшего образования.

"Нужно трезво и прагматично, не догматизируя какие-либо стандарты, в том числе болонские, оценить, по каким направлениям специалитет может быть более востребован и оправдан. И принять решения, позволяющие использовать именно такую образовательную траекторию, – заявил он изданию. – В целом комитет стремится к тому, чтобы развитие системы высшего образования носило стратегически ориентированный характер и было выверенным, исключало хаотические и конъюнктурные решения".

Его заместитель Олег Смолин рассказал "Коммерсанту", что вместе с коллегами готовит законопроект, который сделает специалитет основной формой получения высшего образования. При этом вузы смогут реализовывать программы и по двухуровневой системе.

"Например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации. Или же где бакалавриат и магистратура интегрированы между собой, когда студент продолжает обучение в магистратуре по той же специальности", – отметил Олег Смолов. По его словам, ранее вузы сами определяли, по какой системе строить программы, но с 2007 года это стало определять министерство.

Схожий законопроект разработали и в Совете федерации. По словам главы комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, ректоры неоднократно заявляли, что переход на двухуровневую систему по некоторым специальностям был крайне нежелательным.

Еще до заявления Минобрнауки многие эксперты, с которыми "Коммерсант" обсуждал возможность отказа от Болонской системы, называли большинство высказываний на эту тему "пиаром" и "политическим ходом". Теперь же опрошенные изданием вузы отказались комментировать заявление министра.

Экс-глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов отметил, что понятия "бакалавр" и "магистр" появились в законе "Об образовании" еще в 1992 году и многие университеты уже тогда начали работать по этой модели.

По его мнению, выход из Болонского процесса фактически ничего не изменит для российской системы образования. "Многие обращают внимание на время подготовки, но кто-то за четыре года получит много знаний, а кто-то за шесть не получит ничего, – рассуждает эксперт. – В советские времена юристов, экономистов и учителей готовили те же четыре года".