Видеодневник инноваций ВПК

Ракетоносец Ту-160М нового поколения впервые поднялся в воздух

Тема: Авиация, ВПК

В среду, 12 января, с аэродрома Казанского авиационного завода совершил первый полет первый изготовленный с нуля стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М "Белый лебедь". Как сообщили в пресс-службе госкорпорации "Ростех", полет проходил на высоте 600 метров и длился около 30 минут. Экипаж летчиков-испытателей ПАО "Туполев" выполнил маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.

Ту-160 "Белый лебедь" – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970–1980-х годах. Состоит на вооружении с 1987 года. Это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла.

Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М

В 2008 году производство ракетоносцев прекратилось. В 2015 году стало известно о решении возобновить производство Ту-160 в модернизированном варианте. Одновременно с этим решено провести глубокую модернизацию находящихся в строю 16 самолетов Ту-160.

В августе 2019 года глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил журналистам, что первый построенный "с нуля" Ту-160М (ранее также назывался Ту-160М2 – ред.) выйдет на испытания в конце 2020 года. Позднее возглавлявший тогда "Туполев" Александр Конюхов заявлял, что Ту-160М нового поколения передадут Минобороны РФ в конце 2021 года.

В декабре 2020 года источник в оборонно-промышленном комплексе рассказал ТАСС, что первый полет построенного "с нуля" Ту-160М состоится до конца 2021 года.

Как отмечают в госкорпорации "Ростех", в рамках создания Ту-160М специалистами "Туполева" в сжатые сроки полностью оцифрована конструкторская документация на самолет Ту-160М, восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолета, сформирована новая кооперация из передовых предприятий промышленности в области металлургии, авиастроения, машиностроения и приборостроения.

"Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в модификации "М", с использованием модернизированных двигателей, модернизированных систем управления самолетом, навигационных систем, систем управления вооружением, – подчеркнул глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. – Большую роль в восстановлении производства уникальных самолетов сыграла модернизация Казанского авиационного завода: было обновлено оборудование цехов, летно-испытательная база, запущена в работу крупнейшая в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана. Сегодня мы видим значительные перспективы для платформы Ту-160: дальнейшее развитие позволит использовать ее для новых видов вооружения, в том числе перспективных".

Самолет сохраняет внешний облик Ту-160, но создается на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых технологий.

"Ту-160 – один из самых масштабных и высокотехнологичных проектов авиационной промышленности. Реализация этой программы потребовала не только обновления производственных мощностей, но и создания принципиально новой цифровой среды работы над проектом. В подготовке цифровой документации в интересах проекта участвовал целый ряд авиастроительных конструкторских бюро. Принципиальная важность сегодняшнего события в том, что новая машина полностью построена заново, с нуля, – заявил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. – В новой машине на 80 процентов обновлены и модернизированы системы и оборудование".