Видеодневник инноваций

ТОП-15: новинки форума "Армия-2021"

Тема: ВПК, Форум Армия

Международный форум "Армия" ежегодно становится для Минобороны и предприятий ВПК площадкой презентации вооружений и военной техники. Редакционный совет Mil.Press выбрал наиболее интересные новинки, представленные в экспозиции и Видеодневнике инноваций. В списке не так много конечных изделий, а по большей части рассказывается о специализированных решениях и комплектующих. Это не случайно: редакция Mil.Press уверена, что прорывные разработки формируются по мере скромных, на первый взгляд, шагов вперед на уровне оборудования, что дает мощный синергетический эффект в целом. Кроме того, именно такие новинки в основном интересуют аудиторию из числа руководства головных предприятий-финишеров и командования Минобороны РФ.

Воздушная мишень Е17МТ


Воздушная мишень Е17МП разработки компании "Эникс"

Новая версия воздушной мишени Е17МТ разработки казанской компании "Эникс" получила турбореактивный двигатель российского производства. За счет изменений в компоновке конструкторам удалось установить агрегат в фюзеляж изделия, что привело к уменьшению лобового сопротивления и, соответственно, к увеличению скорости беспилотного летательного аппарата.

Наземные испытания показали, что Е17МТ сможет развивать скорость горизонтального полета свыше 500 км/ч. Предыдущая версия мишени разгонялась только до 360 км/ч. Для сравнения, те же 360 км/ч может развивать и мишень самолетного типа с турбореактивным двигателем из состава комплекса "Адъютант" разработки Ижевского электромеханического завода "Купол". Ближайший зарубежный аналог – американская мишень BQM-167 "Скитер" – развивает крейсерскую скорость 430 км/ч.

Воздушная мишень Е17МТ сможет имитировать маневренные цели, планирующие управляемые авиабомбы, крылатые ракеты и частично самолеты и вертолеты тактической и армейской авиации. Беспилотник выполняет такие маневры, как пикирование, горка, змейка.

В ближайшее время "Эникс" планирует приступить к летным испытаниям Е17МТ.

Многофункциональная подвижная медицинская группа


Многофункциональная подвижная медицинская группа (МПМГ), разработанная корпорацией "Проект-техника", представляет собой мобильное ядро медицинского отряда специального назначения (МОСН). Она предназначена для максимально оперативного реагирования на внезапно возникшую чрезвычайную ситуацию, требующую незамедлительной организации медицинского обеспечения подразделений Минобороны РФ или мирного населения.

1 / 2

МПМГ может включать операционную, реанимацию, ПЦР-лабораторию, блок интенсивной терапии, рентгенологический кабинет и лабораторию. Кроме того, в состав группы входят энергетический и переходные модули, а также пять пневмокаркасных палаток для размещения больных и пострадавших и обеспечения проживания персонала.

Время развертывания МПМГ – 5 часов. Количество персонала – 42 человека. Пропускная способность – до 70 человек в сутки, вместимость – 20 коек, сроки лечения – до пяти суток.

На форуме "Армия-2021" корпорация "Проект-техника" представит два блока из состава МПМГ: модуль реанимации на базе кузова-контейнера переменного объема типа КК6.3 и ПЦР-лабораторию на базе кузова-контейнера постоянного объема типа КК6.4. Модули соединены между собой переходным тамбуром, что позволяет создать единый лечебный блок для больных с коронавирусной инфекцией.

Автоматизированная система мониторинга вредных выбросов


В Видеодневнике инноваций компания "Прогрессивные технологии" представит автоматизированную систему мониторинга промышленных выбросов, которая предназначена для непрерывного отслеживания загрязняющих веществ: оксидов углерода, азота, серы, твердых частиц и др., объемной доли кислорода и параметров отходящих газов (температура, давление/разрежение, объемный расход, влажность).

1 / 2

Отечественная разработка основана на технологии Фурье-спектрометров и для ее перенастройки достаточно обновить программное обеспечение. Это выгодно отличает новинку "Прогрессивных технологий" от дорогостоящих импортных газоанализаторов, которые выявляют строго определенные вредные вещества.

Стационарное размещение системы предполагает монтаж всего оборудования в помещении заказчика. Контейнерное исполнение представляет из себя готовое к эксплуатации рабочее место. Оба этих варианта будут интересны предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Мобильная версия, которая предполагает установку на базе автомобильного шасси (микроавтобус), актуальна для силовых ведомств, включая Минобороны, ФСБ, ФСО и МЧС.
Сейчас в составе изделия используется порядка 75% отечественных комплектующих. Этот показатель можно увеличить до 85%, а также перевести программное обеспечение на Linux-подобные операционные системы, допущенные к эксплуатации в МО РФ.

Транспортный модуль для полевых пунктов управления и связи


Универсальный базовый транспортный модуль (УБТМ)

Корпорация "Проект-техника" планирует выйти на серийное производство универсальных базовых транспортных модулей (УБТМ) для полевых подвижных объектов управления и связи в 2022 году, а на "Армии-2021" представит участникам мероприятия опытные образцы.

УБТМ предназначены для создания на их основе полевых подвижных объектов управления и связи различного функционального назначения: стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического звеньев управления. Корпус модулей выполнен по технологии цельнозаливных панелей с внутренним металлическим каркасом. Это позволяет снизить массу, добиться однородности плотности панели по всей ее площади, допускает установку скрытых закладных элементов, позволяющих крепить оборудование и приборы по требованию заказчика как на внутренних, так и на наружных поверхностях корпуса, в том числе и на панели крыши.

В унифицированный комплект УБТМ включены: системы электроснабжения, средства жизнеобеспечения, навигации, пожаротушения, маскировки и т.д.

Модули УБТМ – полностью отечественная продукция, импортные компоненты при их создании не используются.
Основными конкурентами Корпорации "Проект-техника" на рынке транспортных модулей выступают "Красногорский комбинат автофургонов" и НПЦ "Кузов".

Наземные автоматизированные системы контроля (НАСК)


НАСК – это универсальное решение для сервисного и производственного сопровождения и контроля параметров радиоэлектронных блоков гражданской и военной авиации, причем без демонтажа проверяемого оборудования.

К основным факторам, которые влияют на рынок НАСК военного назначения, относятся ограничения МО РФ на применение импортных комплектующих вычислительных и измерительных средств, дороговизна НАСК для авиаремонтных заводов, устаревшие ОСТы (1980-е годы), регламентирующие использование широкой номенклатуры приборов общего применения. Что касается гражданского применения, здесь свою роль играет дороговизна НАСК для вертолетостроения, применение импортных НАСК при их ежегодном удорожании, отсутствие прямой связи между разработчиками авиационного оборудования и разработчиками НАСК.

Системы контроля, который на "Армии-2021" представят компании "Би Питрон" и НТФ "АСД", решают многие из этих вопросов. Они формируются на основе автоматизированных контрольно-диагностических комплексов серии АСД-3А. Конструктивно новые НАСК представляют собой набор функциональных модулей аналоговых, цифровых, дискретных сигналов и имитаторов электрофизических величин (емкостей, сопротивлений, индуктивностей и т.п.), объединенных единой кросс-платой с управлением модулями персональным компьютером и подключаемых через коммутационные блоки сопряжения к объектам диагностики и контроля.

Модуль ASK-BSR2-ARM, контроль и диагностика неисправностей систем регистрации полетных данных

Контрольно-диагностические комплексы дополняют портативные имитаторы сигналов и тестеры бортовой электронной аппаратуры.

За счет применения НАСК сокращается время простоя самолетов и вертолетов, поскольку возрастает количество проверок за день (одна система НАСК способна вести последовательные проверки более 100 различных радиоэлектронных блоков). При этом существенно выше вероятность обнаружения дефектов бортового оборудования, в том числе благодаря использованию данных из общей технической базы для проведения аналитики.

Автоматизированная система подготовки и управления производством "Интерконнект 2.0"


3D-модель бортовой кабельной сети

Автоматизированная система "Интерконнект 2.0" подготовки и управления производством с интегрированной системой документооборота конструкторской документации обеспечивает оптимизацию процессов на любых предприятиях с выпуском продукции малыми сериями. Внедрение "Интерконнект 2.0" позволяет реализовать на предприятии принципы производства "Индустрии 4.0", а также прийти к технологии "цифровых двойников". Причем сделать это на отечественном программном продукте, созданном под российские реалии.

Разработчики из компании "Би Питрон" относят к числу преимуществ "Интерконнекта" возможности интеграции с другими информационными системами, реализацию уникальных интерфейсов под требования заказчика, гибкую настройку под существующие бизнес-процессы и выполнение проекта внедрения "под ключ".

"Интерконнект 2.0" прошел апробацию на предприятиях "Би Питрон". Экономический эффект от внедрения в компании оценили в сумму около 50 млн рублей только за первый год.

Система отличается от импортных аналогов адаптацией к практическим задачам мелкосерийных производств, которых на оборонном рынке большинство.

Навесное оборудование для грузоподъемной техники


Установка гидравлических вращателей и ротаторов превращает кран-манипулятор (КМВ) в многоцелевую машину, которую можно использовать для решения задач маскировки техники и вооружения, полевого обустройства войск и т.д. Акционерное общество "Клинцовский автокрановый завод" расскажет на форуме "Армия-2021 о новых возможностях КМВ за счет дополнительного навесного оборудования.

1 / 2

Гидравлический вращатель представляет собой агрегат, состоящий из гидравлического мотора и понижающего редуктора, предназначенный для превращения энергии рабочей жидкости в крутящий момент и передачи его через адаптер на шнековый бур или винтовую сваю.

Гидравлический ротатор – это агрегат, обеспечивающий вращение дополнительного оборудования вокруг собственной оси для перевода в требуемое для работы положение, а также подачу рабочей жидкости к его исполнительным механизмам. При этом частота вращения, обеспечиваемая ротаторами, значительно ниже, чем вращателей, завинчивающих винтовые сваи или приводящих в движение буровое оборудование.

Используя КМВ с вращателем и шнековым буром, можно бурить шпуры для закладки зарядов рыхления мерзлого грунта при фортификационном оборудовании позиций войск в зимнее время. При этом применение специальных направляющих обеспечит возможность наклонного бурения грунтов. Сваи, завинчиваемые вращателем, смонтированным на стреле КМВ, могут использоваться в качестве стоек при оборудовании вертикальных или горизонтальных масок из табельных маскировочных комплектов при маскировке позиций и районов, занимаемых воинскими частями.

Те же винтовые сваи могут также использоваться в качестве столбов проволочных ограждений вокруг охраняемых объектов при полевом обустройстве воинских частей, для строительства эстакад при прокладке наземных технических коммуникаций в военных городках и др.

Коллиматорный прицел ПКМ-75


Коллиматорный прицел ПКМ-75

Разработанный ЦНИИточмаш (госкорпорация "Ростех") в инициативном порядке коллиматорный прицел ПКМ-75 получил уникальные характеристики точности и энергопотребления. В современных коллиматорных прицелах вместо прицельной сетки используется специальная метка – марка "точка", точность которой измеряется в долях градуса – угловых минутах. От размера точки зависит точность прицеливания и стрельбы. В отличие от существующих аналогов с прицельной меткой размером две минуты, новый прицел имеет наименьшую марку "точку" – размером всего в одну угловую минуту.

Еще одна особенность ПКМ-75 – рекордное время непрерывной работы без замены элементов питания, превышающее 50 тысяч часов. Это первый отечественный прицел, который может использовать литиевые батареи повышенной емкости.

Прицел совместим с приборами ночного видения всех поколений. Может эксплуатироваться в сложных погодных условиях при температуре от минус 50 до плюс 60 градусов.

Защитный 76-мм боеприпас для защиты бронетехники от высокоточного оружия


Новый защитный 76-мм боеприпас при возникновении угрозы выстреливается в опасном направлении и создает завесу аэрозольно-дипольных помех, "ослепляющую" системы наведения высокоточных боеприпасов противника. По данным госкорпорации "Ростех", главная особенность снаряда массой 2,8 кг – в полтора раза увеличенная в сравнении с аналогами плотность комбинированной завесы от боеприпасов с лазерным, оптическим, тепловым и радиолокационным наведением.

Ростех

Госиспытания боеприпаса планируют завершить в этом году. В "Ростехе" уверены, что его использование в комплексе с современными средствами радиоэлектронной борьбы повысит выживаемость бронетехники на поле боя. Представители госкорпорации указывают на высокий экспортный потенциал новинки.

Легкая РСЗО калибра 80 мм


Боеприпасы концерна "Техмаш"

Разработчик новой РСЗО – НПО "Сплав" (входит в "Техмаш"), производитель всех российских реактивных систем залпового огня, в том числе "Града", "Урагана" и "Смерча", а также новейших – "Торнадо-С" и "Торнадо-Г".

За основу новинки приняты неуправляемые авиационные ракеты типа С-8. Сейчас идет научно-исследовательская работа, в ходе которой будет определен технический облик реактивной системы залпового огня.

На "Армии-2021" разработчики намерены показать представителям Минобороны демонстрационный образец 80-мм РСЗО. Предположительно в 2023 году новая установка выйдет на испытания, а серийное производство может быть освоено к концу 2024 года.

Секционная донная сейсмокоса


Петербургское предприятие "Прогрессивные технологии" разработало многофункциональную систему на основе секционной донной сейсмокосы по заказу Минпромторга РФ для разведки морских месторождений углеводородного сырья. Однако возможные сферы применения изделия заметно шире. Например, на этой базе также можно строить системы мониторинга подводной обстановки в интересах военных.

Датчики на сейсмокосах

Сейчас система ориентирована на проведение бесшовной детальной 2D и 3D-сейсморазведки транзитных зон (мелководной зоны акваторий с глубинами менее 20 метров и их низменных побережий) на различных этапах разведки и обустройства месторождений. Но внесение изменений в программное обеспечение и использование алгоритмов машинного обучения в перспективе позволят использовать эти сейсмокосы для организации системы освещения подводной обстановки. Для охраны периметров режимных объектов на суше они уже используются. Основное преимущество разработки "Прогрессивных технологий" по сравнению с аналогами - скорость передачи данных от сейсмических датчиков.

О том как устроена система на основе донных сейсмокос, специалисты "Прогрессивных технологий" расскажут в Видеодневнике инноваций.

Навигационная система СНВ-1А для легких вертолетов


Разработанную концерном "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) новую систему навигации для легких вертолетов СНВ-1А отличает сочетание высокой точности с небольшими габаритами и массой изделия.

Легкий многоцелевой вертолет круглосуточного применения Ка-226.80

"Уменьшение размера и веса навигационных приборов с сохранением качества и надежности – одна из задач, стоящая перед разработчиками при создании конкурентоспособной авиационной техники", – заявил гендиректор КРЭТ Николай Колесов.

Система представляет собой курсовертикаль – навигационный прибор, который служит для измерения курса, углов крена и тангажа летательного аппарата, позволяет точно определять параметры положения воздушного судна даже при отсутствии наземных ориентиров.

Легкий многоцелевой автомобиль и специализированный грузовик "Витязь-2"


Линейка специализированных автомобилей "Урал"

На "Армии-2021" автозавод "Урал" представит в виде макетного образца концептуальный вариант легкого автомобиля многоцелевого назначения с колесной формулой 4×4.

Машина спроектирована по модульному принципу и может оснащаться различными вариантами двигателей, трансмиссии, в том числе автоматической. Технически допустимая максимальная масса – не более 10,2 тонны.

Автомобиль предназначен для перевозки грузов массой до 4 тонн, монтажа и транспортировки спецтехники, буксировки специальных и транспортных прицепов. По замыслу разработчиков, он сможет заменить снятые с производства автомобили, в том числе ГАЗ-66. Главное отличие от автомобилей прежних лет – возможность комплектования различными типами кабин. При этом габариты и монтажные возможности позволяют рассматривать разработку как авиадесантируемый автомобиль.

Другой новинкой станет "Витязь-2" ("Урал-432009-73") с колесной формулой 6×6. Этот специализированный грузовик, в отличие от своего известного собрата с однообъемным кузовом, допускает установку различных функциональных модулей на бортовой платформе.

Он может использоваться для перевозки пассажиров и грузов, а также их защиты от многих поражающих факторов. В пассажирском отсеке смогут разместиться до 16 человек. Платформа оборудована боковыми и задними откидными бортами и устройствами для крепления кузовов-контейнеров.

Под капотом расположен дизельный четырехтактный рядный двигатель с турбонаддувом мощностью 285 л.с, который позволяет развить скорость до 90 км/ч. Два топливных бака емкостью 420 литров позволяют пройти до 1000 км.

Модернизированная версия боевого модуля "Охотник"


НПО "Электромашина" представило первую версию дистанционно управляемого боевого модуля "Охотник" еще на "Армии-2018", однако после этого компания решила модернизировать собственную разработку, существенно улучшив его параметры. Новая версия, которая уже прошла испытания и запущена в серийное производство, в частности, переоснащена 12,7-мм отечественным танковым пулеметом 6П49. Как уверяют создатели, за счет модернизации эффективность поражения целей выросла на 20–30%.

Боевой модуль "Охотник"

Стабилизированная дистанционно управляемая платформа модуля предназначена для ведения боевых действий и наблюдения из защищенного места размещения стрелка. Имеет встроенную диагностику исправности системы, тепловизионное наблюдение, лазерный дальномер, гироскопическую систему стабилизации прицела и оружия и счетчик патронов с индикацией окончания боезапаса.

Модуль может устанавливаться на различные виды бронетехники. Также существует военно-морская версия "Нарвал", предназначенная для использования в составе вооружения кораблей и катеров ВМФ России.

Понтонно-мостовой парк, оснащенный движительно-рулевой установкой


Возможности понтонно-мостовых парков во многом зависят от наличия и состояния средств моторизации, которыми стали буксирно-моторные катера и моторные звенья. Стремление повысить их мощность при отсутствии компактных судовых дизелей отечественного производства привело к увеличению габаритных размеров, а как результат – росту себестоимости и затрат на эксплуатацию. На форуме "Армия-2021" Акционерное общество "Галичский автокрановый завод" представит новое решение на базе движительно-рулевых установок (ДРУ)

Оснащение парома движительно-рулевыми установками

Опытный образец парома грузоподъемностью 60 тонн, оснащенный двумя ДРУ с применением лодочных моторов мощностью по 90 л.с., уже прошел предварительные испытания.

К числу достоинств и преимуществ своего решения разработчики относят возможность быстрого монтажа ДРУ, высокую управляемость и маневренность парома, универсальность ДРУ, которая позволяет использовать доступные лодочные моторы от любых производителей и различной мощности.

Форум "Армия-2021" пройдет в Подмосковье с 22 по 28 августа в конгрессно-выставочном центре "Патриот", на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка. Mil.Press, приоритетный информационный партнер выставки, публикует обзоры новинок и мероприятий деловой программы в тематическом разделе "Форум Армия".

Видеодневник инноваций выйдет в эфир 21, 22, 23, 24 и 25 августа. Его можно будет увидеть на сайте Видеодневник.РФ, на сайтах группы Mil.Press (Mil.Press Военное, Mil.Press FlotProm, Mil.Press FLOT, Mil.Press TV), Судостроение.ИНФО, Новости ВПК и Оружие России.