Видеодневник инноваций

SIPRI: продажи мировых лидеров оборонной отрасли выросли на 1,3%

Тема: ВПК, Иностранные

Объем продаж вооружений и военных услуг 100 крупнейших компаний мира составил в 2020 году 531 млрд долларов, что на 1,3% больше в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом. Об этом в понедельник, 6 декабря, сообщает ТАСС со ссылкой на доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).

В 2020 году объем продаж 100 ведущих производителей на 17% превысил соответствующий показатель 2015 года, когда в доклад SIPRI впервые включили данные по китайским компаниям. Прошлый год оказался шестым годом подряд, когда глобальные военные продажи неуклонно росли. И это на фоне сокращения глобальной экономики в первый год пандемии на 3,1%.

Доллары

По словам научного сотрудника программы вооружений и военных расходов SIPRI Александры Маркштейнер, военно-промышленные гиганты оказались основательно защищены спросом своих правительств на военную продукцию и услуги. "Во многих странах мира военные расходы росли, а некоторые правительства даже ускоряли платежи военной промышленности с целью смягчить эффект от кризиса из-за COVID-19", – отметила она.

Но есть и те, кто не сумел защититься от последствий пандемии. Так, французская компания Thales сократила объем своего экспорта на 5,8% из-за срыва поставок, вызванного объявленным весной прошлого года локдауном. Ряд других компаний также говорили о сбоях из-за разрывов в цепочках поставок.

Самыми представительными в топ-100 снова стали США – 41 компания. Общий объем их продаж составил 285 млрд долларов, что на 19% больше, чем в 2019 году. На них пришлось 54% совокупного объема топ-100. Начиная с 2018 года первая пятерка рейтинга состоит только из американских компаний.

Вторая по величине доля объема топ-100 – в 13% – принадлежит китайским производителям вооружений. В 2020 году она составила 66,8 млрд долларов, что на 1,5% больше показателя 2019 года.

"В последние годы китайские военно-промышленные компании смогли извлечь выгоду из национальной программы военной модернизации и внимания к военно-гражданскому слиянию. Они стали одними из самых передовых производителей военной техники в мире", – пояснил старший научный сотрудник SIPRI Нан Тян.

Что касается европейских военно-промышленных компаний, то в 2020 году в топ-100 их насчитывалось 26. Их объем продаж составил 21% от общего показателя и равнялся 109 млрд долларов. Из них 37,5 млрд долларов пришлись на семь британских компаний, что на 6,2% больше, чем в 2019-м.

Продажи BAE Systems, единственного европейского производителя, входящего в топ-10, увеличились на 6,6% и составили 24 млрд долларов.

"Совокупный объем военных продаж шести французских компаний из топ-100 упал на 7,7%. Это серьезное снижение вызвано во многом резким сокращением – по сравнению с предшествующим годом – поставок боевых самолетов "Рафаль" компании Dassault Aviation. Однако продажи компании Safran при этом возросли благодаря увеличению продаж систем наведения и навигации", – сообщила директор программы вооружений и военных расходов SIPRI Люси Беро-Сюдро.

Продажи входящих в топ-100 немецких компаний достигли в 2020 году 8,9 млрд долларов, что на 1,3% больше показателей 2019 года. В общем объеме топ-100 их доля равна 1,7%. Самый крупный военный производитель Германии, компания Rheinmetall, нарастила свои продажи на 5,2%, в то время как судостроительная компания ThyssenKrupp, напротив, уменьшила свои объемы на 3,7%.

По данным SIPRI, российские производители, входящие в топ-100, сокращают объемы своих продаж уже третий год подряд. В 2020 году падение составило 6,5% – 26,4 млрд против 28,2 млрд долларов в 2019 году. В прошлом году на долю девяти российских компаний пришлось 5% общего объема топ-100. Наивысший показатель – 31,5 млрд долларов – достигался в 2017 году, после чего продажи постоянно сокращались. С одной стороны, это объясняется завершением госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы, из-за чего последующее финансирование военной отрасли в реальном выражении уменьшилось, с другой – нарушением графика поставок, вызванным пандемией COVID-19, говорится в отчете SIPRI.

При этом в докладе отмечается, что падение происходило на фоне поддержки военно-промышленного комплекса правительством, предпринятой для минимизации отрицательного эффекта от пандемии.

Так, компания "Алмаз-Антей", занимающая в рейтинге 17-ю строчку, и Объединенная судостроительная корпорация, находящаяся на 33-м месте, снизили продажи на 31% и 11% соответственно. Однако Объединенная авиастроительная корпорация (21-е место в топ-100) нарастила свой объем продаж на 16%, а концерн "Радиоэлектронные технологии" (58-е место) и холдинг "Росэлектроника" (71-е место) – на 22% и 39% соответственно.

Авторы доклада отмечают еще одно ключевое направление в российском ВПК: диверсификацию производственных линеек, предусмотренную политикой правительства, поставившего перед отраслью задачу увеличить долю продукции гражданского назначения до 30% к 2025 году и 50% к 2030 году.