«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»

"Ремдизель": работа с Минобороны РФ создает предприятию надежную репутацию

Тема: ВПК, Форум Армия, Статьи

Исследователи из Research and Market считают, что вплоть до 2028 года глобальный рынок бронетехники будет расти в среднем по 4,6% в год. Специалисты компании RFV подтверждают тенденцию и выделяют самые перспективные направления: БТР, беспилотные наземные транспортные средства и бронированные автомобили с противоминной защитой - MRAP (mine-resistant ambush protected vehicle). Корреспондент Mil.Press Военное на форуме "Армия-2020" встретился с директором по продажам и сервису АО "Ремдизель" Александром Матвеевым и поговорил об успехах компании в сфере производства защищенной техники, перспективах на ближайшее будущее и конкуренции на международном рынке.


Директор по продажам и сервису АО "Ремдизель" Александр Юрьевич Матвеев

Александр Юрьевич, в 2020 году "Ремдизель" заканчивает ряд поставок по контрактам с Минобороны. О какой технике идет речь?

В этом году мы существенно расширили модельный ряд, поставляемый в Минобороны РФ: во-первых, это "Тайфуны" 4×4 К-53949 в четырех различных модификациях, в том числе и с вооружением, "большие" "Тайфуны" К-63968 с колесной формулой 6×6, поставляемые ежегодно с 2014 года, и, конечно же, новинка нашего завода "Тайфун ВДВ" К-4386 с боевым модулем, оснащенным пушкой калибра 30 мм.

Бронеавтомобили "Тайфун" К-53949 и К-4386

При разработке "Тайфунов" опирались на иностранный опыт?

Техническое задание готовили в Минобороны, а вот при разработке конструкторской документации лучшие образцы зарубежных производителей конечно, изучались. Техника в итоге получилась достаточно амбициозной — многие заложенные показатели выше, чем у зарубежных аналогов.

И теперь "Тайфуны", в первую очередь автомобиль 6×6, имеют самые лучшие конструктивные и технические решения, которые есть в мире.

Есть информация от испытателей по "Тайфун-ВДВ"?

Государственные испытания проводились Минобороны и успешно завершены в 2020 году. Отзывы всех, кто ездил на опытных образцах, хорошие, испытатели довольны. Наш главный конструктор, Игорь Зарахович, всегда настроен на испытания по-максимуму. Он говорит, что только при нещадной эксплуатации автомобиля можно увидеть все детские болячки, которые нужно исправить.

Внутри бронемашины "Тайфун-ВДВ"

Поэтому, когда нам предлагают что-то необычное, например, участвовать в экспедиции на Эльбрус, всегда соглашаемся.

Сходили на Эльбрус?

Два раза там были наши машины в совместных экспедициях с Минобороны. По техническим недостаткам, которые там выявили, не могу сказать, но последней экспедицией главный конструктор был доволен.

Получается пообщаться с реальными пользователями из войск?

Невозможно отправить машину заказчику и ждать, что придет письмо с отзывом. Чаще всего наши специалисты выезжают в войсковые части и узнают мнения о технике. На всех испытаниях и учениях в войсках наши специалисты тоже присутствуют, чтобы увидеть, что было не так.

Внутри бронемашины "Тайфун-ВДВ"

Есть какие-то особые требования к пользователям, или это техника для обычного войскового водителя?

Мы уже неоднократно отмечали, что это машины высокого технологического уровня, поэтому требования к водителям повышенные и в этом сложность для нас. Если за руль садится неподготовленный водитель, могут появиться проблемы, связанные с человеческим фактором. На заводских испытаниях таких проблем не возникает, потому что все наши водители-испытатели обладают высокой квалификацией. Если возможно, они ездят на обучение армейских водителей как наставники, передают опыт.

Автомобиль "Тайфун" К-63968 производства АО "Ремдизель"

А если говорить не столько о водителях, но и об армейских специалистах в принципе? Есть какие-то сценарии использования машин для разведчиков, саперов, химиков?

Наша техника разработана с применением модульной конструкции и типовых технологических решений. Модули могут быть самыми разнообразными, по потребностям конкретного рода войск. Мы сотрудничаем не только с выше указанными подразделениями и для каждого подбираем наиболее оптимальную комплектацию наших базовых шасси.

Мы очень активно расширяем модельный ряд. В 2014 году имели только одну модификацию, это "Тайфун-К" 6х6, в этом году мы поставляем девять модификаций (в том числе и на экспорт) и еще более десяти модификаций находятся на завершающем этапе проведения испытаний.

За эти годы мы выстроили четкий модельный ряд защищенной техники и представлены во всех грузовых классах.

Расскажете про ОКР "Линза"?

Это наш санитарный бронетранспортер - "Тайфун" на шасси К-53949 с медицинским модулем. "Линза", к слову, входит в национальный проект по линии здоровья военнослужащих. Наша машина единственная, которая включена в этот проект по сохранению жизни личного состава министерства обороны.

1 / 2

Какая динамика поставок машин в министерство обороны?

Мы ежегодно наращиваем объемы выпуска техники за счет расширения модельного ряда. Уже подписаны контракты на поставку до 2022 года включительно.

Для кого предназначен "Тайфун" К-53949 с противотанковым комплексом "Корнет-М", который вы показывали на форуме "Армия-2018"?

Это вариант для экспорта, разрабатываемый компанией "Конструкторское бюро приборостроения". Опытный образец сейчас проходит внутризаводские испытания.

Мы не исключаем, что машина заинтересует министерство обороны. Когда машина пройдет испытания, планируются поставки на экспорт. Скорее всего, появятся и внутренние заказы.

ПТРК "Корнет" на автомобиле "Тайфун" К-53949 производства АО "Ремдизель"

Какие в целом отношения у компании с инозаказчиками?

"Ремдизель" - компания, нацеленная на развитие и прибыль. Если хочешь стабильный финансовый результат, стоит всегда искать новые рынки, при этом только с постоянным заказчиком ты можешь создать надежную репутацию. Министерство обороны России - это наш постоянный и самый ключевой заказчик, который всегда будет обеспечен нашей техникой. Новые рынки - это то, что сделает "Ремдизель" сильнее и технологичнее. Зарубежная конкуренция сильная, но опыт наших союзников из "Рособоронэкспорта" позволит четко рассчитать предложение для инозаказчика и получить контракты. Следовательно, наша цель сейчас - зарубежные выставки. Продукт готов, компания готова.  

И все же, кто может стать инозаказчиком вашей техники?

Страны СНГ, Азии, Африки и Ближнего Востока. У них есть определенные требования, поскольку это другие климатические условия. В первую очередь по температурному режиму. Но ничего сверхъестественного - все наши автомобили испытываются при температурах от -50°C до +50°C.

Интерьер автомобиля "Тайфун" К-53949 разработки АО "Ремдизель"

Какие производители могут стать конкурентами на международном рынке, с кем вы соревнуетесь в одном классе бронетехники?

Рынок очень динамичный. Это такая мировая тенденция: переход с гусеничной на колесную технику. Гусеничная техника - во многих странах — это очень узкий, специализированный класс машин, который выполняет конкретные задачи, и под них выстраивается полный комплекс ведения спецопераций. От доставки этой техники на место, ее активного использования, до эвакуации или транспортировки дальше. Колесная техника гораздо более универсальная, и решает практически весь этот комплекс задач. К тому же, менее затратная на жизненном цикле. Поэтому все армии мира переходят "на колеса". Конкурентное преимущество имеют те компании, которые предлагают технику, разработанную с учетом текущих реалий проведения спецопераций и могут оперативно разработать модификацию для конкретного заказчика. Постоянно общаясь с потенциальными заказчиками, можно уверенно сделать вывод, что наше предложение очень конкурентоспособно.

Что еще является плюсом "Ремдизеля" в конкурентном противостоянии?

"Ремдизель" — это единственное в России и странах СНГ предприятие, которое обеспечивает заказчику полный жизненный цикл продукции от момента его создания до утилизации: разработка изделий по техническому заданию заказчика, проведение полного объема испытаний техники, запуск в серийное производство, непосредственное производство, гарантийное и сервисное обслуживание, капремонт, модернизация техники по запросу. Далее, если техника потеряла свою актуальность, мы можем ее утилизировать.

"Тайфун" К-4386 с минным тралом

Западные аналитики дают прогноз роста мирового рынка бронетехники. В том числе дополнительной капитализации сферы ремонта и модернизации машин. "Ремдизель" выполняет такие работы для министерства обороны. О каком объеме идет речь?

Средний ремонт - около тысячи единиц техники. Капитальный ремонт — порядка четырех тысяч.

Помимо этого, у нас есть цех по производству запасных частей к автомобилям "КАМАЗ", который выпускает детали четырехсот наименований. Всего выходит 2,5 млн единиц деталей в год.

Также "Ремдизель" выполняет работы по среднему и капитальному ремонту машин на базе МТ-ЛБ. Сколько машин в год удается отремонтировать?

Всего до 300 единиц в год. Тут все вместе: МТ-ЛБ, на базе которых часто делают КШМ; МТ-ЛБ повышенной проходимости — с широкими гусеницами; САУ "Гвоздика".

1 / 4

Чего предприятию не хватает?

Есть нехватка кадров. Нужны высококвалифицированные сварщики, технологи, конструктора, представители других технических специальностей.

Набережным Челнам повезло с образовательными учреждениями среднего специального звена. Но нужно понимать, что у них очень чёткая связка с "КАМАЗом". "КАМАЗ" - главный работодатель для выпускников технических специальностей учебных заведений Набережных Челнов. Он несколько оттягивает от нас кадры.

Также для нас актуален вопрос "доводки" кадров. Какое-то время нужно, чтобы подтянуть знания новых работников. Молодых специалистов необходимо готовить, наверное, более качественно. Мы ожидаем от среднего образования большего понимания настоящего технологического процесса.

1 / 2

От Набережных Челнов перейдем к Татарстану в целом. На территории республики много успешных и значимых оборонных предприятий: "Ремдизель", "Эникс", холдинг "Ак Барс", Казанский вертолетный завод. Республиканская власть помогает предприятиям, или это заслуга самих организаций?

Поддержка со стороны республики есть. В руководстве Татарстана очень активная команда, которая ведет эффективную политику. В том числе и в отношении предприятий: все компании независимо от численности работников и сферы деятельности отслеживаются, им при необходимости оказывается поддержка. Главное — желание расти и развиваться, и ты всегда найдешь отзыв в правительстве.

В 2018 году мы вошли в проект "Made in Tatarstan", числимся в нем как компания, чья продукция производится на территории республики.

Новый корпус завода специальных автомобилей "Ремдизель"

Есть какие-нибудь необычные сложности в работе, в повседневной деятельности предприятия?

Нам сложно выстраивать отношения с мелкими автопарками. Сложно, потому что им нужно преодолеть своеобразный психологический барьер. Не все способны прийти к мысли, что компания, которая работает с Минобороны и делает серьезную бронетехнику, в том числе для специальных задач в Сирии, может сделать что-то хорошее и полезное для небольшой мирной компании. Такой партнер как Минобороны с одной стороны выступает как гарант качества, а с другой — отпугивает своими масштабами скромных гражданских заказчиков.

Мы все же хотим развивать гражданское направление. И можем предложить качественный ремонт КАМАЗов, УРАЛов и МТ-ЛБ, в том числе и отдельных агрегатов, в первую очередь двигателей, которые ремонтируем в специализированном цехе с последующим полным циклом испытаний, на все работы даем свою гарантию. А в перспективе, может быть, и специальную гражданскую машину сделаем, если будет спрос.

Бронированные автомобили "Торнадо" К-53958 производства АО "Ремдизель"