Помощь военным

Концерн Boeing отказался от разработки космоплана "Призрачный экспресс"

Тема: Иностранные

Концерн Boeing вышел из программы XSP по созданию многоразового космоплана, который должен помогать выводить на орбиту небольшие спутники, а затем возвращаться на Землю в самолетном режиме. Об этом в четверг, 23 января, сообщает N+1 со ссылкой на заявление управления перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA).

Программа XSP стартовала в 2013 году (тогда она называлась XS-1). Ее цель – создание относительно дешевого многоразового средства для частых и быстрых выводов небольших аппаратов на орбиту. В качестве примерных характеристик DARPA называла массу полезной нагрузки не менее чем 1,4 тонны, стоимость запуска – на уровне 5 млн долларов, а также полет на скоростях до 10 чисел Маха (12250 км/ч). Самое технически сложное условие заключалось в том, что аппарат должен обеспечивать частые запуски – 10 пусков за 10 дней без серьезного межполетного обслуживания.

Дизайн космоплана Phantom Express, США

В 2017 году DARPA выбрало генподрядчиком Boeing, а также Aerojet Rocketdyne в качестве разработчика и поставщика двигателей. Boeing получил от DARPA 146 млн долларов в качестве финансирования разработки и испытаний по последним двум этапам конкурса.

Проект Boeing назывался Phantom Express ("Призрачный экспресс") и состоял из двух аппаратов: многоразового космоплана в качестве первой ступени, а также расходуемой второй ступени с полезной нагрузкой. Космоплан должен был иметь длину 30,5 метра и размах крыла 19 метров. Вторая ступень по проекту крепилась бы к верхней части космоплана.

В Phantom Express планировали использовать двигатель AR-22, работающий на водороде и кислороде. В 2018 году Aerojet Roketdyne провела тесты, которые DARPA называет ключевым достижением программы. Во время испытаний двигатель на протяжении десяти дней совершил десять статических прожигов длиной от 100 секунд. В конце 2018 года Boeing приступил к созданию первого летного образца беспилотного космоплана и по меньшей мере собрал для него бак для жидкого кислорода.

Boeing, как и DARPA, не объясняет выход из проекта, отметив лишь, что это произошло после его детального анализа. Также в заявлении концерна отмечается, что разработчики используют накопленные знания в будущем, а также направят средства на другие проекты.

У Boeing остается другой активный проект по разработке беспилотного космоплана – X-37B. В отличие от Phantom Express, X-37B выходит на орбиту не самостоятельно, а в головном обтекателе обычной ракеты. При этом у него есть собственные двигатели для маневрирования и схода с орбиты, а также отсек для полезной нагрузки.