«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»

На "Интерполитехе" покажут БПЛА, о необходимости которого госзаказчики говорили с 2010 года

Тема: Авиация, ВПК

Интенсивное развитие комплексов с беспилотными летательными аппаратами в России привело к тому, что в каждой госструктуре применяется несколько типов БПЛА от разных производителей. Это ведет к росту затрат на обучение личного состава и обслуживание техники, а также существенно снижает возможности межведомственного взаимодействия. На выставке "Интерполитех", стартующей 20 октября, представят одно из решений этой проблемы.


Еще в 2010 году российская "Авиалесохрана" проводила НИР "Разработка научно-методических подходов и технологии использования беспилотных летательных аппаратов в лесном хозяйстве". Руководителем темы выступил Виктор Коносевич, сейчас занимающий должность начальника парашютно-десантной пожарной службы ведомства. В отчете о научно-исследовательской работе он обозначил возможности снижения стоимости эксплуатации комплексов с БПЛА за счет унификации платформы управления.
"Направление развития БПЛА идет от "универсальности" в сторону "специализации" беспилотных аппаратов и самих комплексов на "унифицированных" платформах управления, т.е. комплексы, в перспективе, будут создаваться исключительно под целевые требования заказчика. При этом "унификация" платформы управления позволит формировать один комплекс с набором аппаратов разного класса и типа. Данный подход позволяет снизить стоимость как самого комплекса, так и удельные затраты в период его эксплуатации за счет оптимизации выполнения полетов путем выбора типа аппаратов и полезной нагрузки под конкретные задачи", - говорится в документе.
К 2017 году в России был наработан широкий практический опыт применения беспилотников, что позволило подтвердить на практике выводы о вреде "разносортицы" стоящих на снабжении комплексов. Системные тенденции, ограничивающие использование БПЛА, приведены в сборнике докладов по итогам конференции "Перспективы применения и развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами", опубликованном Минобороны РФ.
"В части унификации и стандартизации – полная несовместимость полезной нагрузки, бортовых средств связи, наземных станций управления, аккумуляторных батарей и зарядных устройств, информационно-лингвистического и программного обеспечения различных производителей БЛА между аналогичными по функциям изделиями. Каждый производитель подбирает указанное оборудование исходя из имеющихся ресурсов и возможностей, что приводит к несовместимости, удорожанию, как выполняемых работ, так и конечной стоимости изделий, сужению спектра задач, которые возможно решать с помощью БЛА", - говорится в одном из докладов.
Наконец, в 2018 году на это напрямую обратил внимание начальник Управления (строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов) ГШ ВС РФ, генерал-майор Александр Новиков. "Зачастую, внедряя инновационные технологии, промышленность сужает диапазоны функциональности беспилотника, стремится сделать аппарат, так сказать, уникальным, но тем самым нарушает принципы стандартизации и унификации составных частей комплекса", - объяснил представитель Минобороны РФ.

В то же время ученые из МАИ отмечают в числе преимуществ зарубежных комплексов высокий уровень унификации, выражающийся в том, что один пульт (наземная станция управления) может подходить для нескольких БПЛА.

На "Интерполитехе-2020" казанское предприятие "Эникс" представит госзаказчикам решение обозначенной проблемы - обновленный квадрокоптер "Веер", созданный по принципам унификации и модульности. Одно из его ключевых преимуществ - использования той же наземной станции управления, что и у БПЛА самолетного типа семейства "Элерон". Квадрокоптер призван не заменить, а дополнить функциональность известных беспилотных разведчиков. Он предназначен для применения на ближних дистанциях, в городской застройке и других условиях, когда запуск и посадка дрона самолетного типа затруднена.

1 / 2

В новом мультироторном БПЛА от "Эникса" унифицирована также полезная нагрузка. На выбор госзаказчикам предлагается HD-камера с двадцатикратным увеличением, трехспектральная камера дальней и ближней ИК-областей и видимого диапазона, а также другие оптико-локационные станции, ранее проверенные на дронах семейства "Элерон". Полезная нагрузка "Веера" позволяет оператору контролировать всю нижнюю полусферу за счет вращения камер на 360 градусов.

Вариант полезной нагрузки БПЛА "Веер"

Так как "Веер" создавался под запросы военных, он фунционирует на выделенных частотах. Он может работать в трех режимах: автономном (по полетному заданию с возможностью полного радиомолчания), автоматическом (по полетному заданию с возможностью корректировки с наземной станции управления) и в полуавтоматическом (по командам с земли на изменение направления и высоты).

БПЛА "Веер" производства компании "Эникс"

Радиус действия БПЛА по возможностям передачи HD-видео достигает 10 км, максимальная скорость - 50 км/ч, масса полезной нагрузки - до 1 кг, продолжительность полета - до 1 часа. С комплексом может работать всего один оператор, который самостоятельно транспортирует и применяет "Веер".

Международная выставка "Интерполитех-2020" пройдет с 20 по 23 октября в Москве на ВДНХ.