Помощь военным

МАКС-2019: Эксперты обсудили информационное обеспечение авиационной безопасности

Тема: МАКС

Процессы, которые связаны с обеспечением безопасности – от обороны военного объекта до контроля за происходящим в международном аэропорту – требуют высокой степени ситуационной осведомленности и полного контроля над всеми системами. В преддверии международного авиационно-космического салона МАКС-2019 отраслевые эксперты обсудили, чего не хватает в информационном обеспечении авиационной безопасности. Специалисты группы компаний МАСКОМ рассказали, как восполнить пробелы на примере их программно-аппаратного комплекса (ПАК) "Матрица ТБ".


Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определяет транспортную безопасность как "состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (АНВ)".

Досмотр в аэропорту

В одиннадцатой статье того же закона оговаривается, какое информационное обеспечение требуется, чтобы этим актам противостоять. Все внимание уделено автоматизированным централизованным базам персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие данные собираются в единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности.

При этом совсем не упоминается, что службы безопасности в своей деятельности используют информацию из других источников: от видеокамер на объектах транспортной инфраструктуры до систем аэрокосмического мониторинга.

Нет упоминания о других источниках и в подробном приказе Минтранса РФ от 19.07.2012 №243, который рассказывает, как формировать и вести автоматизированные централизованные базы данных.

Нет вообще никакого упоминания об информационном обеспечении авиационной безопасности в Воздушном кодексе РФ.

Военный аэродром в Балашове

Директор Учебного центра по авиационной и транспортной безопасности компании "Шереметьево Безопасность" Виктор Шестернин подтвердил корреспонденту Mil.Press Военное, что при обеспечении авиационной безопасности применяется несколько информационных систем, которые не связаны между собой, и не закреплены законодательно.
"Ключевая сложность в том, что все информационные системы, которые мы применяем, не интегрированы в одну. Есть отдельные блоки, но ни в законодательстве о транспортной безопасности, ни в Воздушном кодексе не прописаны все информационные ресурсы, которые нужны для защиты от актов незаконного вмешательства", – рассказал специалист.
Отсутствие законодательного закрепления такой интеграции не стало препятствием для разработок программно-аппаратных средств, которые эту задачу решают.

Например, ПАК "Матрица ТБ", который разработали в группе компаний МАСКОМ, интегрирует все информационные средства обеспечения транспортной безопасности в единую систему. В результате детально моделируется объект охраны.

Концепт центра мониторинга на базе ПАК "Матрица ТБ"

В модель объекта вводятся массивы статических данных (например, сведения о территории, строениях, инфраструктуре) и динамических (количество людей и транспорта на объекте, погода и так далее).
"Данные поступают из всех необходимых источников: с видеокамер и датчиков, от персонала службы безопасности, из систем аэрокосмического мониторинга и контроля движения транспорта. Программы математического и статистического анализа оценивают поступающую информацию, сортируют и выделяют оперативно-значимую", – рассказали корреспонденту в пресс-службе группы компаний МАСКОМ.
Комплекс рассчитывает параметры, которые характеризуют оперативную обстановку на объекте, уровни защищенности и уязвимости.

Обработанная информация визуализируется в центре мониторинга, который представляет из себя полноценный центр управления. Администратор центра видит, что и где происходит, и может оперативно реагировать.

Центр мониторинга

В случае возникновения угроз система автоматически выберет подходящую стандартную оперативную процедуру, которая определяет действия персонала. Все ответственные лица при необходимости получат отчеты об угрозах, что поможет оперативно подключить их к решению проблемы.

Если возникает кризисная ситуация, которая не приемлет сценария, система может функционировать адаптивно.

Андрей Дробович, директор центра оперативного управления аэропорта "Пулково", рассказал, как он видит применение таких систем.
"Наличие центров мониторинга, ситуационных центров обязательно. На мой взгляд, должно быть дежурное подразделение, которое владело бы всеми информационными ресурсами условного предприятия и контролировало обстановку. Это видеонаблюдение, средства связи и прочее, – рассказал Андрей Дробович. – Когда возникает кризисная ситуация, на базе этого подразделения собиралась бы оперативная группа и оперативный штаб. И специалисты передавали бы руководству самую актуальную и значимую информацию. И, соответственно, нужна связь с ситуационными центрами города".
Комплекс "Матрица ТБ" при помощи специальных программных средств может прогнозировать и моделировать потенциальные угрозы, чтобы иметь возможность выявить защитить уязвимые места до непосредственного инцидента.

Установка составных частей ПАК "Матрица ТБ"

Что касается инцидентов, то Виктор Шестернин в разговоре с корреспондентом Mil.Press Военное отметил еще один момент. Из-за отсутствия законодательного закрепления всех используемых информационных систем, недостаточно внимания уделяется информационной безопасности.
"Порядок защиты всех наших информационных систем тоже не определен. В нынешних условиях, в условиях глобальной компьютеризации это приобретает ключевое значение, – объяснил директор учебного центра. – Можно совершить акт незаконного вмешательства, не проводя физически доразведку объекта, а получив необходимую информацию путем хакерских атак. Информационная безопасность нужна как одна из составных частей транспортной авиационной безопасности".
ПАК "Матрица ТБ" учитывает важность защиты данных и обеспечивает информационную безопасность программных и технических средств обеспечения транспортной безопасности, что снижает риск нанесения ущерба.

По ожиданиям специалистов ГК МАСКОМ, программно-аппаратный комплекс "Матрица ТБ" получит сертификат соответствия в конце 2019 года.

Международный авиационно-космический салон (МАКС-2019) пройдет с 27 августа по 1 сентября в городе Жуковский Московской области. На мероприятии ожидается не менее полумиллиона посетителей.

Новости об экспозиции авиасалона публикуются редакцией Mil.Press в спецразделе "МАКС".


Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;