Видеодневник инноваций

В Екатеринбурге обсудят дорожную карту защиты критической информационной инфраструктуры оборонных предприятий

Тема: ВПК

Во вторник, 9 апреля, в Екатеринбурге стартовал форум "Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса — 2019". Одну из секций мероприятия полностью посвятят защите информации на предприятиях, исполняющих гособоронзаказ. По ее итогам при участии ФСТЭК России планируется выпустить резолюцию, формулирующую дорожную карту по обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) отечественной оборонки.


В опубликованном на сайте форума проекте резолюции секции "Информационная безопасность в ОПК" говорится, что к 1 июня 2019 года предприятиям требуется утвердить перечни объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию.

Центр мониторинга и управления информационной безопасностью на базе ГК МАСКОМ

"До 1 декабря 2019 года создать системы безопасности, в том числе предусмотрев назначение руководящего должностного лица, ответственного за организацию и контроль обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, создание (назначение) структурного подразделения, ответственного за обеспечение безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, а также за разработку организационно-распорядительной документации по вопросам обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры", - описывается в документе следующий этап.

Непосредственно категорирование объектов критической информационной инфраструктуры предприятия должны будут выполнить до 1 января 2020 года. В случае последующего создания или модернизации объектов КИИ в технические задания потребуется вносить требования по обеспечению их безопасности. Контроль, согласно проекту резолюции, возьмет на себя министерство промышленности и торговли. "Минпромторгу России организовать координацию и контроль выполнения работ субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации по реализации норм Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" в установленных сферах деятельности", - говорится в документе.

Как объяснили Mil.Press Военное эксперты Группы компаний МАСКОМ, с целью предотвращения возможных инцидентов и выполнения требований закона организации обязаны создать систему безопасности КИИ, обеспечить ее функционирование и подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), обеспечение функционирования которой возложено на ФСБ России.

Анализ угроз информационной безопасности в SOC ГК МАСКОМ

"Одной из важнейших составляющих технической компоненты ГосСОПКА должна стать подсистема взаимодействующих между собой корпоративных и ведомственных центров обнаружения, предупреждения и реагирования на компьютерные атаки (Security Operation Center, SOC), которая должна охватить все субъекты критической информационной инфраструктуры страны", - объяснили изданию в ГК МАСКОМ.

SOC предприятия, по словам экспертов, выполняет целый ряд задач: аудит состояния информационной безопасности (ИБ); обнаружение, предупреждение и ликвидация последствий компьютерных атак, направленных на контролируемые информационные ресурсы; оповещение ответственных сотрудников об обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак; оперативная реакция на инциденты ИБ; установление причин компьютерных инцидентов; сбор информации для расследования компьютерных преступлений; предоставление службам ИБ аналитики для принятия управленческих решений; подключение к ГосСОПКА.
"В режиме реального времени в SOC стекается информация о миллионах событий - огромный объем данных, который, несмотря на максимальную автоматизацию начальных процессов сбора и обработки, требует высокой квалификации инженерно-технического состава для обеспечения своевременного выявления отклонений в работе систем, восстановления в кратчайшие сроки работоспособности IT-инфраструктуры, анализа и определения целей атак, блокировки воздействия и расследования историй взломов", - объяснили Mil.Press Военное в ГК МАСКОМ.
По мнению экспертов в сфере информационной безопасности, Центры мониторинга и управления информационной безопасностью эффективно работают, если их функции распределены на три основные линии. Первая линия – это инженеры мониторинга, которые отвечают за своевременную реакцию на возникший инцидент и его анализ, фильтрацию ложных срабатываний, а также за подготовку аналитической справки по всем типовым инцидентам. Вторая линия – инженеры реагирования, специалисты по конкретным продуктам и направлениям информационной безопасности, способные на экспертном уровне определить нетиповые инциденты. Третью линию составляют аналитики, отслеживающие аномальные активности с целью выявления инцидентов, а также принимающие участие в расследовании инцидентов ИБ, не зафиксированных мониторингом.

У предприятия оборонно-промышленного комплекса России сегодня есть выбор: создавать собственный SOC или выводить безопасность объектов КИИ на аутсорсинг. Первый вариант, по мнению специалистов ГК МАСКОМ, эффективен для организаций сферы информационных технологий и безопасности. Они обладают кадровыми ресурсами для самостоятельного развертывания Центра. В качестве преимуществ вывода защиты информации на аутсорсинг специалисты называют нивелирование опасности от смещения атак на время спада деловой активности и, соответственно, активизации злоумышленников в ночное время и выходные, быстрый старт сервисов и выстраивание процессов защиты, низкие стартовые вложения по сравнению с самостоятельным развертыванием SOC, дополнительная защита от внутренних нарушителей. Также важно, чтобы Центр мониторинга и управления информационной безопасностью находился в регионе заказчика. Например, в составе ГК МАСКОМ есть созданный на площадке компании "МАСКОМ-Техлайн" на Дальнем Востоке Центр под названием MSOC.
Специалисты ГК МАСКОМ выделяют четыре этапа вывода безопасности критической информационной инфраструктуры на аутсорсинг:

1. По результатам аудита информационных систем определяются ресурсы, которые должны отслеживаться центром мониторинга;
2. Определяется перечень технических средств мониторинга, схемы размещения оборудования и подключения;
3. Формируются и закрепляются бизнес-процессы взаимодействия: порядок действий при выявлении атаки, зоны ответственности центра мониторинга и служб предприятия;
4. Устанавливается и настраивается необходимое оборудование, осуществляется подключение к системам центра мониторинга по защищенному каналу связи .
VIII форум "Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса" проходит с 9 по 11 апреля 2019 года в Екатеринбурге при поддержке коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Минпромторга России, Минкомсвязи России, Минобороны России, ФСБ России, ФСТЭК России, "Росстандарта" и Правительства Свердловской области. В нем принимают участие представители крупнейших оборонных корпораций и концернов: ОАК, ОСК, "Ростеха", "Алмаз-Антея", "Калашникова", "Роскосмоса", "Росатома".