Помощь военным

Статистика, аналитика, поддержка принятия решений: беседа о системах безопасности объектов в преддверии "ТБ-форума"

Тема: ВПК, Говорят Первые Лица, Статьи

Во вторник, 12 февраля, в Москве стартовал "ТБ-форум" - открытое мероприятие, ориентированное на государственных и крупнейших корпоративных заказчиков в сфере национальной безопасности. Накануне этого события корреспондент Mil.Press Военное обсудил тенденции в отрасли защиты объектов с генеральным директором компании "М Софт" (входит в ГК "МАСКОМ") Артемом Пименовым. Эксперт рассказал об актуальных требованиях заказчиков к системам сбора и обработки информации, которые сместились от сигнальной функции к задачам аналитики статистических данных, многоуровневого мониторинга и поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях.


Артем Михайлович, наша встреча проходит в преддверии "ТБ форума". Кто из потенциальных участников мероприятия может стать вашим заказчиком?

В приоритете Минтранс РФ и другие заказчики из сферы транспортной инфраструктуры, где грядут серьезные изменения нормативно-правовой базы. Мостовые сооружения мы рассматриваем как наиболее критичные объекты с точки зрения обеспечения безопасности. Для них требуется продуманная система контроля управления доступом, поддерживающая ситуационную аналитику. Она включает в себя все элементы контроля: видеонаблюдение, мониторинг прилегающей территории, освещение, физический барьер и другие способы ограничения доступа к важным элементам мостового сооружения.

Генеральный директор компании "М Софт" (входит в ГК "МАСКОМ") Артем Пименов

Какую роль в охране мостовых сооружений играет продукция ГК "МАСКОМ"?

Я руковожу подразделением, которое занимается разработкой программного обеспечения в группе компаний "МАСКОМ". Мы создали продукт, который называется АССОИ "Матрица". Это автоматизированная система сбора и обработки информации. Выходя на направление транспортной безопасности, мы решили создать специализированный программно-аппаратный комплекс (ПАК), который связывает вместе все перечисленные системы: охранно-тревожной сигнализации, контроль доступа, видеонаблюдение, освещение, датчики и т.д. ПАК "Матрица-ТБ" устанавливается непосредственно в пункте управления охранника моста, чтобы он контролировал всю доверенную территорию, а в случае необходимости мог выйти и проверить лично, что произошло, либо вывести сигнал дальше в ситуационный центр. Мы выделили два типа ситуационных центров: территориальный, охватывающий уровень какого-либо района, и региональный, контролирующий уровень субъекта федерации.

То есть контролировать можно, предположим, все мосты Архангельской области?

Не только мосты. Все объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ): вокзалы, аэропорты, тоннели, мосты. И наш комплекс способен масштабироваться от уровня объекта до масштаба регионального ситуационного центра. Понятно, что детальная информация на верхнем уровне не нужна. Если утрировать, в ситуационном центре требуется лишь поверхностная аналитика: зеленая и красная лампочки. Это может быть полезно, например, должностному лицу уровня губернатора.

Если говорить о военных, то таким должностным лицом может быть командующий военного округа?
Да, у него будет аналитика: вот здесь все хорошо, а здесь - не очень. Тревожная ситуация обычно как раз не в самых боеготовых частях. К примеру, есть какая-то часть, где под открытым небом стоит на хранении военная техника. Охраняет все это грустный срочник с холостыми патронами. Максимум, что он может сказать нарушителю: "Стой, стрелять буду!". Никто его слушать не станет, нарушители просто пойдут гулять по территории. Ситуационный центр позволит на основе аналитики прогнозировать и предотвращать проникновения, высылать группу быстрого реагирования.
Расскажите об аналитических функциях "Матрицы". Как благодаря этому функционалу решаются реальные задачи, которые обсуждаются на "ТБ-форуме"?

Возьмем для примера группу объектов. Отчетность по безопасности каждого из них формируется "Матрицей" в автоматизированном режиме. Включается информация о составе караулов, тревогах, ложных срабатываниях. Собирается статистика, которая позволяет делать выводы. Если в какой-то части дела обстоят хуже, чем в других, эта информация доводится до командира.

Интерфейс АССОИ "Матрица"

Все нештатные ситуации сохраняются, поэтому факт проникновения не останется на уровне ранее упомянутого солдата-срочника с холостыми патронами. Как минимум командование проведет разбор полетов, усилит охрану. Наша система сертифицирована, соответственно все зафиксированные факты проникновения и записи видеонаблюдения могут использоваться как доказательства нарушений.

ПАК "Матрица-ТБ", ориентированная на оснащение объектов транспортной безопасности, - это лишь одно из направлений, где мы применяем свое программное обеспечение. Ее так же эффективно можно использовать для оснащения войсковых частей, складов, заводов, зданий. По такому же принципу строим системы безопасности для корпоративных заказчиков.

Верно ли утверждение, что многоуровневость системы снижает влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности?

Конечно, ведь руководство хочет знать, все ли нормально, нет ли чего-то, что скрыли подчиненные. Это мотивирует людей и на нижнем уровне: они знают, что их контролируют.

Информация передается по защищенным протоколам независимо от масштаба системы: это может быть и несколько десятков заводов по всей России, и одно многоэтажное здание в центре Москвы.
Нужно понимать, что системами автоматизированной физической защиты занимается множество компаний. Наша задача состоит в том, чтобы разрозненные системы объединить в комплекс поддержки принятия решений. "Матрица" подсказывает, что нужно делать при срабатывании датчика: проверить лично, передать информацию в другие ведомства или что-то еще. В центре мониторинга персонал сразу получает ответы на три вопроса: что происходит, где происходит, как на это реагировать.
Может ли комплекс сам передавать вызов, например, в пожарную часть?

Любую функцию можно настроить на автоматические действия. Если в регламентах написано, что пожарных должен вызывать человек по телефону, высветится напоминание. Если регламенты допускают автоматизацию, вызов пойдет по сигналу от датчика.

С системами защиты от проникновения так же?

Утверждаются сценарии. Например, есть объект с двумя заборами. Если нарушен первый рубеж, охраннику приходит предупреждение. Предположим, он не среагировал, проспал, тогда после пересечения нарушителем второго рубежа сигнал автоматически пойдет "наверх".

Периметровые датчики могут быть несовершенны. Например, в случае многочисленных ложных сработок из-за качающегося от ветра забора охрана перестанет выезжать на место. Если использовать более сложный сценарий, количество ложных выездов снизится.

Cистема безопасности, управляемая АССОИ "Матрица"

Сами алгоритмы работы "Матрицы" настраиваются при внедрении комплекса в соответствии с ТЗ заказчика. Потому что для объектов транспортной инфраструктуры требования одни, для военных складов - другие.

Понятно, что при создании комплексных систем обеспечения безопасности объектов все необходимые для этого изделия невозможно сделать силами одной компании. Какую часть работы вы выполняете сами, а какую отдаете субподрядчикам?

Аппаратная составляющая используется не наша. Мы можем ее выбрать в соответствии с требованиями заказчика, можем использовать уже имеющуюся на объекте.
Например, к нам может прийти заказчик с требованием наладить охрану здания, учесть при этом внутренние алгоритмы, внедрить распознавание номеров подъезжающих автомобилей, установить противотаранные блоки. Мы беремся за проект в роли генерального подрядчика, компания-производитель бетонных блоков по нашему заказу устанавливает противотаранные заграждения, а поставщик видеокамер продает их нам для дальнейшей настройки. Мы подключаем все внешнее оборудование и выводим на автоматизированное рабочее место оператора. Заказчик получает у себя на объекте полноценный центр реагирования.
Наша функция - быть не только разработчиком интеллектуального верхнего уровня системы безопасности, но и интегратором.

Сейчас мы говорим об общих принципах построения системы безопасности. Можно ли привести конкретный пример объекта, оборудованного вами?

Безопасность - такая сфера, где не принято распространяться о выполненных работах. Например, если мы кому-то установили замаскированный детектор металла на входной двери, опубликованная информация об этом ослабит защиту. Поэтому рассказываем только об общих принципах, а конкретные технические решения представляем по запросу.

Давайте обернемся назад и расскажем, как вообще возникла идея создать такой продукт, как АССОИ "Матрица"?

В первой половине 2010-х годов у одного из крупных заказчиков возникла потребность в глобальной системе безопасности с интеграцией всего оборудования, установленного на объекте. Перебрав имевшиеся на рынке решения, мы поняли, что они не удовлетворяют в полной мере имеющимся задачам. Было принято решение о создании собственной АССОИ. Группа компаний "МАСКОМ" справилась с этим. В результате сотрудничества появился продукт, который вышел на широкий рынок.

Сейчас на базе платформы "Матрица" мы готовы создавать отдельные ветки продуктов с собственной программой развития под конкретного заказчика, вплоть до брендирования в стиле "Компания N-Безопасность". Помимо поддержки комплекса на всех этапах жизненного цикла, мы на базе своего учебного центра осуществляем обучение сотрудников объекта работе с "Матрицей", выпускаем учебные пособия. Представители заказчика на выходе получают свидетельства установленного образца о квалификации, позволяющие компетентно настраивать нашу комплексную систему безопасности.

Позволяет ли "Матрица" работать с персональными данными?
Да, потому что требуется защищать в первую очередь информацию СКУД. Бюро пропусков работает с ФИО, фотографиями и другими данными сотрудников. Многие системные интеграторы об этом забывают… До первой проверки объекта. Вся информация, которая крутится в системе, должна быть защищена сертифицированными средствами. Поскольку само решение может быть надежным, но проверяющий будет смотреть в первую очередь на сопроводительные документы.
Насколько динамично изменяются нормативные требования в сфере безопасности объектов? Это тоже актуальная тема "ТБ-форума".

Приведу пример из сферы транспортной безопасности, с которой мы начали разговор. До 2018 года требования по объектам инфраструктуры были необязательны. Если говорить прямо, у нас половина мостов стоят "голые". Сейчас документы приобретают обязательный характер и руководители объектов начинают волноваться, ведь в случае невыполнения требований виноватыми окажутся именно они. Мы постоянно держим руку на пульсе правового регулирования, технического развития отрасли, участвуем в научной деятельности. Этот мониторинг дает возможность оперативно предлагать на рынок продукты, в которых возникла потребность, - как по отдельным элементам инфраструктуры, так и по единому информационному пространству отрасли.
В итоге руководители верхнего звена могут быть спокойны за то, что все объекты оборудованы согласно букве закона, а в случае нештатной ситуации они узнают о ней первыми (на местах ее не попытаются утаить).
Группа компаний "МАСКОМ" присутствует почти во всех регионах России, начиная от Крыма и заканчивая Дальним Востоком. Это позволяет сократить время реализации проекта на всех этапах с учетом региональной специфики.

Дмитрий Жаворонков

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 104;