Армия Онлайн 2020

Российский двигатель для беспилотника "Корсар" застрял в судах

Тема: ВПК

Выход перспективного беспилотника "Корсар" на серийное производство задерживается из-за сложностей с выбором двигателя. Опытно-конструкторская работа по созданию отечественного поршневого агрегата приостановлена из-за судебного спора между создателями БПЛА из КБ "Луч" и их подрядчиками - инженерным центром "Итлан". Редакция Mil.Press Военное разобралась в этой истории, ставшей известной в отрасли из материалов арбитража.

"Преждевременное" начало работ


Контракт на разработку российского авиационного поршневого двигателя для БПЛА малой дальности министерство обороны заключило с рыбинским КБ "Луч" в 2015 году. Конструкторское бюро для выполнения составной части ОКР привлекло инженерный центр "Итлан".

БПЛА "Корсар"

На сегодняшний день готов эскизно-технический проект и рабочая конструкторская документация. Это первые два этапа ОКР "Траектория-СА". Также собран первый опытный образец и готовы комплектующие для трех других. Эти работы входят в состав третьего этапа ОКР, на котором в ноябре 2016 года застопорилась работа.

Первые подробности стали известны из решения арбитражного суда Ярославской области от 25 сентября 2017 года. Представители инженерного центра "Итлан" обратились в суд с иском о взыскании задолженности за выполнение опытно-конструкторских работ. Сумма иска составила 8,7 млн рублей.

В материалах дела сказано, что контракт между конструкторским бюро и инженерным центром заключен 10 февраля 2016 года. Но фактически работа велась еще до заключения контракта - с осени 2015 года. Это подтверждает дополнительное соглашение между сторонами, которое подписали 29 февраля. Документ согласовали военные представительства КБ "Луч" и "Итлана".

Дополнительное соглашение (есть в распоряжении редакции) ссылается на уточненную ведомость выполнения работ, где указан срок проведения первого этапа - с 16 ноября 2015 года по 28 апреля 2016 года. В нем же зафиксирована ориентировочная стоимость первого этапа - 25 млн рублей. Итоговая стоимость вышла даже больше: 404 военное представительство согласовало стоимость эскизно-технического проекта в размере 25,5 млн рублей.

В сентябре 2016 года руководитель инженерного центра "Итлан" Михаил Корюков получил письмо из КБ, где сообщалось, что Минобороны согласовало фиксированную цену первого этапа только в размере 16,3 млн рублей. Дело оказалось в том, что профильное управление министерства обороны не учитывает работы, выполненные до заключения контракта.

В инженерном центре с урезанием оплаты выполненных работ не согласились, потому что министерство обороны формально не является стороной контракта. "Итлан" выполнял работы для конструкторского бюро, и в суде потребовал компенсировать разницу в 8,7 млн именно от "Луча".

Суд отказал в удовлетворении иска. Апелляционный суд оставил решение без изменений.

Арбитражный суд Ярославской области

На этом этапе в дело включились военная прокуратура Ярославского гарнизона и Управление военных представительств Минобороны. Специалисты изучили документы, обосновывающие фактические затраты на выполнение работ. В рамках проверки стало известно, что Управление военно-экономического анализа не учло дополнительное соглашение и уточненную ведомость выполнения ОКР. Документы просто никто не предоставил.

Соответственно, специалисты не могли согласовать оплату работ, выполняемых с ноября 2015 года до момента заключения контракта. Они не имели документального подтверждения, что работы "Итлана" - это часть ОКР "Траектория-В".

Комиссия из управления военных представительств подтвердила, что фактические затраты действительно составляют 25,5 млн рублей.

Пересмотра дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами не произошло. Суд определил, что представленный акт контрольной проверки - это новое доказательство, а не вновь открывшееся обстоятельство.

Поиск ответственного за приемку


Следующая череда процессов пошла в обратном направлении: от конструкторского бюро к инженерному центру.

В октябре 2017 года представители "Луча" обратились в суд, чтобы взыскать с "Итлана" неустойку за работы по ОКР "Траектория-СА". Изначальное требование составляло 24,6 млн, потом его снизили до 18,5 млн.

По мнению конструкторского бюро, с инженерного центра следовало взыскать 10,5 млн неустойки за нарушение сроков исполнения первых трех этапов опытно-конструкторской работы по созданию силового агрегата для авиационного поршневого двигателя. Еще 8 млн - за несвоевременное представление документов по согласованию фиксированной цены этапов.

КБ "Луч"

Первый этап - эскизно-технический проект - предполагалось закончить до 28 апреля 2016 года. Второй этап - создание рабочей конструкторской документации - до 10 октября. Наконец, третий этап - 12 опытных образцов двигателя - 20 мая 2017 года.

Представители "Итлана" не согласились с просрочкой сдачи первого и второго этапа. По их словам, результаты работы передали конструкторскому бюро вовремя. Представители "Луча" в свою очередь представили их в рамках первого этапа "Траектории-В" на утверждение комиссии министерства обороны. Это подтверждается актами приемки от 29 апреля и 30 ноября соответственно.

Суд доводы не принял. Согласно условиям контракта, принимать работы может только КБ "Луч". В свою очередь представитель конструкторского бюро подписал акт приемки эскизно-технического проекта 19 сентября 2016 года. Рабочую конструкторскую документацию приняли только 22 декабря. Формально получается, что составную часть работы приняли позже, чем всю работу в целом.

По мнению представителей инженерного центра, акты сдачи этапов оформлены несвоевременно исключительно по вине заказчика.
"Общество ("Итлан" - ред.) указывает на недобросовестное поведение истца, выразившееся в немотивированном затягивании подписания актов приемки работ по первому и второму этапам", - указано в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции.
Третий этап не был закончен. Уже в октябре 2017 года КБ "Луч" приостановило выполнение работ по контракту.

Суд встал на сторону конструкторского бюро, правда размер неустойки уменьшил в пять раз: до 3,5 млн рублей. Вышестоящий суд это решение поддержал.

В дело снова включился надзорный орган - рыбинская городская прокуратура. Проверка показала, что первый этап СЧ ОКР был принят конструкторским бюро 28 апреля 2016 года, а второй этап - 10 октября. То есть сотрудники прокуратуры подтвердили слова представителей "Итлана".

Они же сделали вывод, что КБ "Луч" несвоевременно внесло аванс, что, впрочем, по контракту не является основанием для невыполнения обязанностей со стороны инженерного центра.

Цепная реакция конфликта


Недостаточное авансирование "Итлана" сказалось и на других составных частях работы. Например, между инженерным центром и "ОКБ-Планета" был заключен контракт на разработку системы зажигания силового агрегата АПД-45 - "Траектория-СА-СЗ". Из семи этапов ОКР выполнены оказались только два. Причина та же: без денег конструкторского бюро "Луч" инженерный центр не может платить своим соисполнителям.

Министерство обороны не вмешивается в спор хозяйствующих субъектов, хотя именно оно несет самую значительную потерю. То, из-за чего все затевалось - создание отечественного двигателя для БПЛА малой дальности - оказалось под угрозой.

В конструкторском бюро пока воздержались от комментариев.

Генеральный директор инженерного центра "Итлан" Михаил Корюков рассказал Mil.Press Военное, что его в первую очередь волнует вопрос оснащения беспилотника отечественным двигателем, а не финансовые вопросы.
"Сейчас вся тема с двигателем для "Корсара" повисла. Я не беру финансовую сторону. Наши люди сделали свою работу, мы дошли до этапа производства опытных образцов. Наши контрагенты выполнили свою работу. Есть необходимая документация, готовый двигатель можно потрогать руками. Но все остановилось. Хотелось бы вместо использования западного двигателя закончить собственный", - рассказал специалист.
В 2015 году на территории КБ "Луч" построили цех для производства новых беспилотников. В конце 2018 года СМИ сообщали, что идут работы по постановке БПЛА "Корсар" на серийное производство. Однако до решения проблемы с силовой установкой вопрос о запуске серии остается открытым.

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;