Помощь военным

Эксперт: За год оборонные предприятия повысили требования к логистическим компаниям

Тема: ВПК

Предприятия российских оборонных концернов в 2018 году повысили требования к логистическим компаниям. Это связано с риском срыва гособоронзаказа вследствие полного или частичного невыполнения услуг логистическими компаниями и тенденцией рынка по отказу от посредников, считает начальник отдела проектных перевозок Центра Железнодорожных Технологий Негабарит (ЦЖТН) Евгений Романов.


"Недостаточный профессионализм компаний, взявших на себя обязательство по доставке военных грузов, может приводить ситуациям, когда:

- грузы не доставлены до войсковой части;
- произошла порча, повреждение или полная гибель груза во время перевозки;
- сроки доставки сорваны;
- отсутствует обоснование затрат по перевозке, которое обязательно требуется головному заказчику;
- как следствие, увеличивается бюджет транспортировки.

Это основные риски, с которыми сталкиваются предприятия ВПК при выполнении гособоронзаказа и о которых мы говорили год назад на форуме "Армия-2017", - объяснил Евгений Романов.

Перевозка грузов военного назначения

Такие ситуации происходят при формальной оценке возможностей подрядчика, когда заказчик отдает приоритет низкой стоимости услуги. "Мы знаем много примеров, когда логистическую компанию выбрали только по цене. А потом начали думать, как она планирует оказать услуги. На предприятиях убедились, что объем возможных штрафных санкций при срыве сроков выполнения ГОЗ многократно превосходит минимальную разницу в цене между более дешевым предложением и ценой зарекомендовавшего себя экспедитора. Сейчас мы наблюдаем положительную тенденцию оценки данных рисков и повышения требований к логистическим компаниям", - добавил эксперт.

По его словам, в России сегодня работают тысячи перевозчиков и экспедиторов, заявляющих свою специализацию по выполнению гособоронзаказа, десятки из них доходят до реального участия в тендерах, но лишь единицы из них могут доставить грузы в полной сохранности и в срок.
Проверить экспедитора можно по следующим критериям:
- опыту, запросив акты ранее оказанных услуг по перевозке военных грузов;
- профессиональной компетенции на основании штатного расписания персонала;
- техническому оснащению (собственность или аренда транспортных средств, оборудования для работы);
- программному обеспечению;
- финансовому состоянию (отсутствие задолженностей по налогам).
Требовать дополнительные документы при проведении тендерных процедур - законно, подчеркнул Евгений Романов.

Эффективным инструментом в работе с оценкой рисков является предпроектный анализ. Он подразумевает проработку связанных с логистикой нюансов еще на этапе проектирования изделия, его изготовления или хотя бы подготовки к отправке заказчику.

Предпроектный анализ

"Например, когда предприятию оборонного концерна потребовалось обеспечить поставку негабаритных и тяжеловесных изделий в рамках ГОЗ, нашими специалистами был проведен предпроектный анализ перевозки на этапе проектирования этих изделий. Совместными усилиями специалистов завода и нашей компании переработан транспортный вид и упаковка грузов, некоторые составляющие части изделия транспортировались отдельно от основной. Комплекс технических решений по итогам предпроектного анализа позволил обеспечить не только сохранность грузов, но и кратчайшие сроки изготовления и организации предстоящей перевозки, а также сэкономить средства за счет оптимизации габарито-весовых характеристик грузовых мест", - рассказал начальник отдела проектных перевозок ЦЖТН.

Специалисты Центра Железнодорожных Технологий Негабарит за 19 лет работы перевезли более 25000 негабаритных грузов. Свой опыт они структурировали в 39 рекомендациях предприятиям оборонной отрасли, которые представили на форуме "Армия-2017". По словам Евгения Романова, за прошедший год ЦЖТН проконсультировал более 50 компаний, пять из которых успешно внедрили изменения в выбор поставщика логистических услуг. Компания продолжит консультации на выставке "Армия" 2018 года.