Помощь военным

Вертолетчиков предложили спасать с помощью пневмокаркасных парашютов

Тема: Авиация, ВПК, Прогресс

В пятерку финалистов отраслевого направления "Двойные технологии" акселератора Generation S вошел проект индивидуальной системы спасения людей с высотных объектов. Она представляет собой принудительно расправляемую встроенной эжекторой системой газонаполнения пневмокаркасную конструкцию, интегрированную с воздушным демпфирующим посадочным амортизатором. При определенной доработке систему можно адаптировать для спасения пилотов вертолетов и даже самих винтокрылых машин при аварии, рассказал Mil.Press Военное разработчик оборудования.

"Спасательное пневмотрансформируемое автономное ранцевое средство" (СПАРС) представляет собой новый тип свободно-парашютирующих систем (СПС), не требующих наличия скоростного набегающего потока для раскрытия экранно-купольной системы. Изделие предназначено для экстренного спасения неподготовленных людей с высотных объектов, например, при возникновении пожара в небоскребе.

Система спасения СПАРС
"Идея берет начало в аэрокосмической отрасли. Например, в НПО им. Лавочкина прорабатывали тематику надувных тормозных экранов и посадочных амортизаторов для спускаемых планетных зондов. Мы взяли тот же принцип и полностью переработали технологию", – рассказал генеральный директор компании "Космические системы спасения" Сергей Кулик.
Специалисты выполнили полноценную НИОКР, необходимую для создания нового летательного аппарата, инициировали разработку нового ГОСТ и в итоге получили принципиально новое устройство СПС СПАРС, которое запатентовали в 18 странах.

Разработчики прошли путь от создания концепции до выпуска пилотной партии полномасштабных действующих опытных образцов – демонстраторов технологии. Система спасения ориентирована на гражданский рынок, но имеет перспективы военного применения.

Так, СПС ПАРАКОН – другой запатентованный компанией вариант этой системы, но с коническим аэродинамическим экраном и воздушным посадочным демпфером, может использоваться для десантирования личного состава в сложных городских условиях.

СПС СПАРС в действии

ПАРАКОН обеспечивает посадку на любую поверхность или воду, в полете не цепляется за стены, упруго отскакивая от них при ударах, а в случае переворота воздушными вихрями возвращается в исходное положение. По сравнению с гражданской версией, он имеет более высокую скорость снижения, а днище, усиленное кевларом, может послужить противопулевым экраном.
"Мы сохранили и заново освоили ряд почти забытых и утраченных аэрокосмических технологий, которые можно использовать не только на гражданском рынке, но и в интересах обороноспособности страны", – добавил Сергей Кулик.

В частности, это относится к быстродействующим системам воздушной амортизации и демпфирования ударных нагрузок при десантировании ценных грузов или при аварийной посадке легкомоторных самолетов или вертолетов. Применение пневмокаркасных парашютов с принудительным раскрытием может решить проблему спасения вертолетчиков, которая остро стоит во всем мире.
"Разработанная технология допускает возможность развития и доработки для решения конкретных задач. Как представляется, она может лечь в основу индивидуального средства спасения летчиков, применяемого после покидания вертолета. Возможно рассмотреть ее использование и в качестве быстро наполняемой демпфирующей подушки для мягкой посадки аварийного вертолета", – сообщил Кулик.
Специалист добавил, что при высадке в необитаемой местности пневмокаркасный парашют можно использовать в качестве временного жилища, а в случае приводнения - как спасательный плот.


"Разработанное изделие весьма эффективно для спасения людей из высоток. Концепция, примененная в СПАРС, в принципе может лечь в основу некой системы для спасения как экипажа, так и всего вертолета. Это будет принципиально новое решение", – рассказал начальник научно-технического отдела НПП "Звезда" Виктор Наумов.
По мнению специалиста, такая система имеет свои достоинства и недостатки. К первой категории относится эффективное срабатывание на малых высотах. Но классический парашют существенно выигрывает по массе и габаритам.
"Сейчас в войсках применяют аналогичные решения. Например, при десантировании техники в состав парашютной системы входят надуваемые тормозные устройства, которые обеспечивают более мягкую посадку. Однако, чтобы внедрить пневмокаркасные парашюты в качестве самодостаточного средства спасения, необходимо проделать большую работу. Но перспективы у технологии есть", – добавил специалист.
Что касается систем спасения экипажей вертолетов в целом, то общемировой тренд фокусируется вокруг повышения эффективности энергопоглощающих кресел и сопутствующего изменения конструкции кабины. Эти технологии используются повсеместно.

Ударный вертолет Ми-28, спроектированный КБ "Миля"

Такая технология применяется в пассивной системе защиты вертолета Ми-28Н. "Ночной охотник" оборудован демпфирующими устройствами шасси и энергопоглощающими креслами, разработанными в томилинском НПП "Звезда" им. академика Северина, которые защищают экипаж от перегрузок, возникающих при аварийной посадке.

Примером может служить авария Ми-28, которая произошла 2 августа 2015 года на полигоне "Дубровичи" в Рязанской области. Вертолет на авторотации совершил жесткую посадку. После удара об землю второй пилот выжил и смог самостоятельно покинуть загоревшуюся машину.

Отраслевое направление "Двойные технологии" акселератора Generation S запущено "Инфрафондом РВК" при поддержке "Воентелекома", "Росэлектроники" и Авиакомплекса имени Ильюшина. Официальная презентация "Двойных технологий" прошла на форуме "Армия-2017". В процессе многоступенчатой экспертизы из более чем 400 заявок отобраны 22 проекта, имеющие перспективы применения при создании вооружения, военной и специальной техники. Экспертное жюри определило 5 лучших разработок. Финалисты поборются за призовой фонд в 16 млн рублей. Итоги акселератора подведут в конце апреля 2018 года.