Помощь военным

Эксперт: перспективные авиадвигатели получат распределенную систему управления

Тема: Авиация, ВПК

Для авиадвигателя ПД-14 впервые в стране создана система управления, где вся ответственность лежит на электронном блоке. Однако военные пока не готовы отказаться от топливо-регулирующей автоматики на основе гидромеханики. Перспективные двигатели для самолетов ВКС России получат электронную систему управления, построенную по распределенному принципу, рассказал Mil.Press Военное заместитель генерального директора НПП "Темп" им Ф. Короткова Сергей Пашков.

Топливо-регулирующая автоматика на основе гидромеханических органов управления, действующая по законам механики, теплофизики и механики жидкости и газа, представляет собой счетно-решающие механизмы, которые обеспечивают работу двигателя во всех режимах полетного цикла летательного аппарата.

ПАК ФА (Т-50)

Электронные надстройки, которые выполняли функции следящих систем, ограничивали параметры работы двигателя и уточняли программы работу автоматики на различных режимах, стали появляться с начала 1980-х годов.

С развитием и увеличением надежности электроники, а также при переходе на электрические исполнительные механизмы, место гидравлики стали заменять электронно-цифровые регуляторы с полной ответственностью типа FADEC, которые полностью контролируют работу силовой установки.

Сегодня регуляторы типа FADEC все шире применяются в гражданской авиации. В российском двигателестроении самым прогрессивным стал ПД-14 для самолета МС-21, в котором инженеры полностью ушли от гидравлической составляющей.

Двигатели для военной техники все еще сохраняют гидромеханический резерв. Это позволяет обезопасить технику от возможного применения противником электромагнитного оружия, ядерного оружия с электромагнитным импульсом и средств РЭБ, которые могут вывести электронные компоненты самолета из строя.
"Основная задача для конструкторских бюро сейчас заключается в построении электронной части системы по распределенному принципу. Когда электронные вычислители, обработчики сигналов и управляющие программы объединены с датчиками и исполнительными механизмами в одном функциональном узле, а функциональные узлы связаны в единую распределенную сеть", – рассказал заместитель генерального директора НПП "Темп" им Ф. Короткова" Сергей Пашков.
Такие решения частично используются на самом современном истребителе пятого поколения СУ-57 (ПАК ФА).

Специалист отметил, что следующим шагом развития САУ станет симбиоз электроники с гидравлическими агрегатами. Предполагается, что при аддитивном выращивании корпуса гидравлического агрегата на его внутренние гидравлические каналы нанесут слои с чувствительными элементами датчиков измерения параметров, а в перспективе внедрят и всю электронику функционального узла.

Такие агрегаты смогут работать в автономном режиме, а по встроенным математическими моделям и косвенным параметрам определят режимы работы силовой установки и восполнят недостающие параметры для расчета оптимального управления двигателем.

ПД-14 - турбовентиляторный двигатель, созданный предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации. Используется в проекте гражданского пассажирского самолета МС-21.