Помощь военным

Плавсредство для танков от ЦНИИ "Курс" не пойдет в серию

Тема: ВПК

Проект индивидуального плавсредства для бронетехники, созданный в центральном научно-исследовательском институте "Курс", похоже, так и останется "на бумаге". Как рассказали FlotProm на предприятии, разработка не заинтересовала заказчиков внутри России и за рубежом. А опрошенные Военное.РФ эксперты и вовсе поставили под сомнение ее необходимость Вооруженным силам.

Концепцию плавсредства показали на МВМС-2015, но с тех пор разработка серьезно не продвинулась. Идея Главного автобронетанкового управления Минобороны о создании "плавающего танка" не нова: тему начали развивать в середине прошлого века. В 1957 году понтонную конструкцию, предназначенную для среднего танка Т-54, приняли на вооружение нескольких подразделений на Черном и Балтийском морях. В 1966 году специалисты конструкторского бюро "Волгобалтсудопроект" (переименовано в КБ "Вымпел") создали высокоскоростное танковое плавсредство на подводных крыльях. Разработка получила название "Проект 80" и могла развивать скорость до 58 км/ч, но в 1971 году проект закрыли.

1 / 2

Как рассказал Военное.РФ первый заместитель генерального директора ЦНИИ "Курс" Валентин Рыков, об идее плавсредства для танков забыли на годы. "Но теперь речь идет об ее возрождении, ведь все новое – это хорошо забытое старое, – говорит он. – Так произошло и с нашим плавсредством, на которое получен рекламный паспорт".

Вместе с тем ЦНИИ "Курс" пока не получил ни одного заказа на свою разработку. По словам замдиректора института, "отечественному заказчику – нашим пограничникам, десантникам – он не нужен, мы два или три года бились с этим без толку". Потенциальным покупателям из региона Каспийского моря – например, Казахстану, с которым институт вел переговоры – проект также оказался без надобности. Поэтому из-за отсутствия заказчиков плавсредство не покажут на МВМС-2017 в Петербурге. Валентин Рыков объясняет невостребованность тем, что разработка плавсредства начиналась, когда современных больших десантных кораблей еще не было.

Разработка "Курса" проста в эксплуатации, ее можно быстро смонтировать на бронетехнику силами экипажа и моментально десантировать при необходимости вести бой на суше. Дальность плавания пока безымянного плавсредства – 400 км, автономность (при установке на изделие служебного модуля) – до 72 часов. Плавучий танк может эффективно действовать при волнении до пяти баллов.



Плавсредство для бронетехники от ЦНИИ "Курс"

Несмотря на ряд достоинств, проект вряд ли найдет заказчика в России, заявил Военное.РФ экс-начштаба Черноморского флота вице-адмирал Петр Святашов. По его словам, существующие десантные катера проекта 11770 "Серна" отлично справляются с аналогичной задачей, что было неоднократно доказано во время учений. Он предположил, что разработка ЦНИИ "Курс" останется невостребованной у военных России. "Такое плавсредство сковывает действия танка – при современном уровне береговой артиллерии у него не остается шанса. У той же "Серны" скорость 30 узлов, чем разработка института похвастаться не может", – резюмировал вице-адмирал.

С ним солидарен историк бронетехники Максим Коломиец: он считает незаинтересованность военного ведомства в проекте логичной. "Конструкторам еще предстоит доказать эффективность этого плавсредства", – считает эксперт.

Десантный катер проекта 11770 "Серна"

В 2016 году ЦНИИ "Курс" участвовал в пяти тендерах, два из которых выиграл; в 2015 году - в семи конкурсах, из которых победил в пяти. С 2012 по 2014 годы общая сумма по тендерам, выигранным "Курсом", снижалась: 791 млн рублей (2012 год), 474 млн рублей (2013 год) и 232 млн (2014 год). В 2015 году выручка и прибыль предприятия в сравнении с предыдущим годом снизилась на 22% и 77% соответственно (по данным информационно-аналитического сервиса "Коммерсантъ Картотека").