«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»

Конструктор арктической военной техники заявил о необходимости ОКР по теплоизоляционным материалам

Тема: Армия

Решения для утепления и обогрева российских военных вездеходов для экстремальных условий полярных широт следует разрабатывать отдельно. Для этого требуется проведение профильных опытно-конструкторских работ. Об этом Mil.Press Военное рассказал главный конструктор машиностроительной компании "Витязь" Александр Ильин.

По его словам, техника, разработанная "Витязем", достаточно хорошо защищена от холода, однако для условий арктических архипелагов, где сейчас воссоздается инфраструктура Минобороны, могут понадобиться дополнительные работы.

Экспедиция Минобороны к Новосибирским островам

Новую технику – например, нижегородский двухзвенный вездеход ГАЗ-3344-20, – приняли на вооружение после испытаний в условиях Крайнего Севера. Рекомендовать эти машины министерству обороны начали после серии арктических экспедиций, в том числе автономного марша из Тикси на остров Котельный (архипелаг Новосибирских островов). Экспедиция завершилась в конце февраля 2017 года.

В экспедиции участвовали также другие образцы техники, в частности автомобиль "Трэкол" и двухзвенные вездеходы ДТ-10ПМ. Последний переоборудовали, утеплив жилой отсек второго звена с помощью российского материала "Тепофол". Дополнительные работы потребовались ввиду экстремальных условий: наружная температура во время выхода из Тикси на остров Котельный колебалась от минус 22 до минус 45 градусов.

В протоколе 3 ЦНИИ Минобороны о результатах испытаний (есть в распоряжении редакции) отмечается, что 100-мм теплоизоляция закрыла всю поверхность единым теплоизоляционным полотном, ликвидировала мостики холода и позволила избежать возникновение точки росы в жилом пространстве, одновременно обеспечив ветрозащиту. Эта технология разработана и запатентована в России компанией – производителем теплоизоляционного материала "Тепофол".

Арктическая экспедиция Минобороны 2017 года

В жилом модуле постоянно проживали четыре специалиста. Помещение обогревал отопитель ОВ-824 Д и нагревательные элементы в виде ковра и одеяла компании ООО "УПС о ПООБ "Экстрим". Совместно материалы и отопительные системы обеспечили "хорошую обитаемость жилого модуля при температуре воздуха до минус 45 градусов и сильном ветре с порывами до 30 м/с". Материал показал высокие теплоизолирующие свойства.

"Свойства испытанного теплоизоляционного материала позволяют в дальнейшем рассмотреть возможность утепления кабин, тентов ВАТ, а также создание легких утепленных конструкций, позволяющих устанавливать их в кузовах серийных образцов для перевозки личного состава при отрицательных температурах", – резюмировали специалисты российского военного ведомства.
Проблемой, однако, остается внедрение новых материалов на уровне промышленности. По словам Александра Ильина, главного конструктора "Витязя" – предприятия-разработчика арктических снегоболотоходов – нужны профильные опытно-конструкторские работы по дополнительному утеплению "экстремальных" арктических версий вездеходов, изменений соответствующей документации и уже после этого – налаживание производства. Выполнить эти работы можно за полгода-год.