Помощь военным

Гибель российского вертолета в Сирии: основные версии и вопросы

Тема: Авиация, Статьи

В истории со сбитым в Сирии на прошлой недели вертолетом даже спустя несколько дней остается больше вопросов, чем ответов. Почему Минобороны называет четко идентифицируемый Ми-35 экспортным Ми-25? Из какого вооружения была сбита крылатая машина и при чем здесь США? Военное.РФ попыталось разобраться в ситуации.

Ми-25 или Ми-35?


"8 июля 2016 года российские военные летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин совершали облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс (Сирия)", - такими словами начинается распространенное российским военным ведомством сообщение о гибели летчиков.

Никаких сомнений в корректности данных Минобороны в первые дни после трагедии не было. Согласно сведениям военного бюллетеня The Military Balance, на 2016 год сирийская правительственная армия владеет 24 вертолетами Ми-25Д (индекс Д означает тандемное расположение кабин). После официального вывода российских войск из государства в марте 2015 года там остались инструкторы, помогающие армии Башара Асада бороться с террористами и оппозиционными силами Сирии.

Первые вопросы появились в воскресенье, 10 июля, когда было опубликовано видео гибели российского вертолета. На нем видно, что сбит был отнюдь не Ми-25, а гораздо более современная его модификация - Ми-35. Визуально он отличается неубирающимся шасси и более короткими крыльями. Этот ролик на сегодняшний день является основным источником информации о произошедшем и все аналитические материалы СМИ в основном базируются именно на нем.



Почему же пытались скрыть факт гибели именно современной боевой машины? Возможно из-за высокого экспортного потенциала Ми-35, интерес заказчиков к которому может несколько снизиться после этой аварии. Не секрет, что участие авиации РФ в борьбе с террористами в Сирии привело к серии контрактов на поставку за рубеж военной техники и вооружений. Сейчас, когда Минобороны хочет потратить на вооружения в два раза больше, чем готовы выделить финансисты, даже минимальная потеря имиджа поставщика "непобедимого" оружия окажется России крайне невыгодна.

По мнению опрошенного Военное.РФ эксперта Сергея Гуляева, попытки Министерства обороны скрыть факт гибели именно российского вертолета могут быть связаны с нежеланием повторения международного скандала, аналогичного произошедшему после гибели бомбардировщика Су-24 в ноябре 2015 года. Об этом свидетельствует как наименование боевого вылета "облетом", под которым обычно подразумевают проверку техники после проведения регламентных работ, так и странный порядок выхода на задание в обход вышестоящего командования.

"Экипаж получил запрос от сирийского командования группировки на огневое поражение наступающих боевиков. Командир экипажа Ряфагать Хабибулин принял решение атаковать террористов", - говорилось в сообщении Минобороны. Генерал-майор авиации Александр Ахлюстин пояснил Военное.РФ, что на практике это невозможно.
"Когда идет расчет применения авиации, экипаж не просто садится в самолет или вертолет и мчится громить противника. Все просчитывается. Дается команда сухопутным командирам, чтобы они не применяли артиллерию в этом секторе, а летчикам задается высота, ниже которой они не могут опускаться, потому что там летают снаряды. Это все тщательно согласовывается, чтобы не понести потери от своего дружественного огня", - рассказал он.

Как сбили российский вертолет?


Если качество видеозаписи с гибелью российского вертолета позволяет достаточно точно определить его модель, то с определением причин трагедии она помочь уже не может. Военное.РФ собрало основные версии, которые озвучили СМИ и аналитические агентства.

Версия: вертолет был сбит американским противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) TOW.


Источник: "Интерфакс" со ссылкой на "российский военный источник".

Аргументы за: "По имеющимся данным, террористы использовали американский TOW. Вертолет, израсходовав боеприпасы, шел обратным курсом на предельно малых высотах", - сообщил собеседник "Интерфакса". В разговоре с Военное.РФ генерал-майор авиации Александр Ахлюстин сообщил, что у террористов в Сирии был опыт уничтожения с помощью ПТРК TOW вертолетов, правда, находящихся на земле. Он подчеркнул, что попадание ракеты в хвостовую балку самолета может быть одним из свидетельств использования именно противотанкового, а не зенитного ракетного комплекса.
"Дело в том, что у двигателя вертолета струя выхлопных раскаленных газов выходит назад. Поэтому и ракета могла попасть как бы вверх и сзади. Она шла на газы выхлопа, а в итоге попала хвостовую балку. И тут скорей всего не противовоздушная ракета, а противотанковая могла быть. У нее наведение сложнее производится, потому что она наводится именно на цель в ручном режиме, а потом уже идет полуавтоматически", - рассказал Ахлюстин.
Аргументы против: Достоверность слов источника "Интерфакса" ставит под сомнение хотя бы то, что на уже упоминавшемся видео в момент гибели вертолет продолжает вести огонь, а отнюдь не возвращается обратным курсом. Кроме того, ПТРК BGM-71 ТOW оставляет в момент полета достаточно заметный след, который должен был попасть на видео. Не согласен с версией об использовании ПТРК и главный редактор журнала "Арсенал Отечества" полковник запаса Виктор Мураховский. "На противотанковый ракетный комплекс очень непохоже, поскольку ПТУР, которые применяются в Сирии обеими сторонами конфликта, имеют боевую часть с 6 кг взрывчатого вещества, и при ее подрыве происходит гораздо более мощный взрыв, чем запечатлен на видео. И последствия были бы более явные и видимые - половину хвостовой балки вертолета точно бы оторвало", - рассказал он.


Версия: вертолет попал под обстрел зенитной артиллерии.


Источник: редакция Военное.РФ.

Аргументы за: На вооружении сирийских террористов ранее были замечены советские зенитные самоходные установки "Шилка", устанавливаемые на "гантраки" несамоходные ЗУ-23-2, а также мелкокалиберное ручное и станковое автоматическое оружие. Эти средства поражения малоэффективны против современных боевых самолетов, наносящих удары на большой скорости и на существенных высотах, однако могут угрожать экипажам ударных вертолетов, двигающихся вблизи земли. На фоне светлого неба огонь из таких вооружений может быть практически незаметен на видео. Эту же версию в качестве одной из основных рассматривает и Виктор Мураховский.
"Возможно попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 57 мм, вероятнее всего из автоматической зенитной пушки С-60, еще советского производства, которая есть в большом количестве и у боевиков, и у правительственных сил Сирии", - сообщил он.
Аргументы против: На видео заметна объемная вспышка в районе хвостовой балки Ми-35. Взрыв такой мощности снаряды зенитной артиллерии вряд ли могли вызвать.


Версия: вертолет был сбит дружественным огнем.


Источник: аналитическое агентство Conflict Intelligence Team.

Аргументы за: Само агентство аргументируют версию следующим образом:
"На видео можно заметить, что непосредственно перед крушением вертолет стреляет НУРСами (неуправляемыми реактивными снарядами), при этом после каждого выстрела в воздухе остаётся шлейф дыма, уходящий ниже фюзеляжа вертолета. Однако в момент поражения рулевого винта вертолета мы видим, что от снаряда тянется такой же шлейф дыма, идущий от объекта несколько выше фюзеляжа пораженного вертолета. На видео запечатлен и ведомый (идущий следом) вертолет, который движется несколько выше ведущего (идущего первым), сбитого вертолёта. Совокупность данных факторов позволяет как минимум всерьез расследовать версию, что вертолет Ми-35М был случайно сбит в результате пуска ведомым вертолетом неуправляемой авиационной ракеты (НАР, она же НУРС). В ходе ведения боя ведущий вертолет мог случайно попасть на линию огня ведомого вертолёта, который шел следом чуть выше ведущего. Это объясняет и тот факт, почему ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация - ред.) не опубликовало видеозапись непосредственно пуска ракеты ПТРК/ПЗРК".
Аргументы против: На видео не видно ни одной ракеты, запущенной ведомым вертолетом, хотя он двигался на небольшом расстоянии от сбитого Ми-35. "Дружественный огонь в авиации - это очень большая редкость. Были случаи, когда ведомые истребители-бомбардировщики сражали своего ведущего, но это маловероятно. Ведомые оттягиваются назад и уходят вправо или влево, набирая боковой интервал. Другое дело, что можно попасть под дружественный огонь артиллерии, ведь снаряд артиллерийский не прямо летит, а по изогнутой кривой, набирает высоту, а потом падает. Вот он мог попасть. Стреляли в кого-то, а вертолет полз на небольшой высоте и спокойно мог попасть в зону полета реактивных снарядов или даже ствольной артиллерии", - прокомментировал версию военный эксперт Александр Ахлюстин. Аналогичного мнения придерживается другой собеседник Военное.РФ, полковник запаса Виктор Мураховский. "Я думаю, это исключено. Пара вертолетов действовала уступом, со значительным смещением относительно друг друга. На видео также не заметен подлет какого-либо предмета, похожего на неуправляемую ракету или ПТУР. Надо понимать, что и неуправляемая ракета, и ПТУР, и зенитная ракета имеют относительно низкие скорости, до 700-800 метров в секунду, то есть при съемке с частотой хотя бы 24 кадра в секунду такой предмет был бы несколько раз запечатлен на видео, но его нет", - пояснил эксперт.

Два российских вертолета Ми-35 во время гибели ведущего экипажа

Версия: вертолет был сбит зенитно-ракетным комплексом.


Источник: "Газета.ру" со ссылкой на специалистов в сфере вооружения и военной техники зенитных ракетных войск.

Аргументы за: Мнение экспертов издания не аргументируется, сообщается лишь, что "выстрел мог быть сделан и из переносного ЗРК типа "Стингер".

Аргументы против: Большинство стоящих на вооружении стран мира ЗРК оставляют в воздухе заметный след, образующийся вследствие сгорания ракетного топлива. Он был бы заметен на видео, как заметны следы от запускаемых российским вертолетом НУРСов.


Версия: техническая неисправность или ошибка пилотирования.


Источник: опрошенные Военное.РФ эксперты.

Аргументы за:
"Судя по раскадровке видео, на котором запечатлена катастрофа, одна из основных версий - нештатное срабатывание неуправляемой ракеты типа С-8, которую запускал из своего блока вертолет, атакуя боевиков. Видно, что она сработала нештатно: вышла из направляющей блока, но маршевый двигатель не заработал как положено. Поэтому, вероятно, эта ракета могла попасть в лопасти кормового винта, в результате чего и произошел подрыв, разрушение винта и падение вертолета на землю", - рассказал главный редактор журнала "Арсенал Отечества" полковник запаса Виктор Мураховский.
"Бывает и еще одна причина авиационных катастроф: когда вертолет своим винтом отрубает себе балку. Довольно часто бывает такое, когда пилот резко берет на себя ручку управления, резко превысил допустимую перегрузку. Лопасти очень гибкие, и бывало, что летчики задевали хвостовую балку и отрубали ее. В данном случае возможно, что пилот увидел выстрел по себе или что-то еще, решил резко маневрировать, перехватил управление и...", - высказал еще одну версию Александр Ахлюстин.

Аргументы против: На видео отчетливо видно, как отлетают лопасти хвостового винта после взрыва, вызвать который удар несущего винта по хвостовой балке вряд ли смог бы. Аргументов, опровергающих версию о подрыве собственного боезапаса, редакция Военное.РФ найти не смогла.

Российский вертолет Ми-35 был сбит в Сирии 8 июля 2016 года. Летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин погибли, их тела доставили на базу следующим утром. Эвакуация погибших сопровождалась боевыми действиями. По данным СМИ, комиссия Минобороны должна вернуться из Сирии в Москву в понедельник, 11 июля, и доложить Сергею Шойгу подробности расследования.

Ранее эксперты рассказали Военное.РФ, как действует ведомый вертолет пары при гибели или аварии ведущего.