«Армия Онлайн»

РПЦ высказалась об этичности совместных захоронений российских и немецких солдат

Тема: Армия

В конце июня на кладбище под Волгоградом, где покоились более 50 тысяч погибших во время Великой Отечественной немецких военнослужащих, были похоронены найденные в прошлом году останки 1,5 тысяч советских солдат. История получила широкий общественный резонанс, местные активисты устроили серию протестов и организовали сбор подписей за изменение места захоронения. Так как вопрос о совместных захоронениях российских и немецких солдат лежит вне области юридического права, Военное.РФ обратилось за комментарием к представителю Русской православной церкви за этической оценкой этих действий.

О позиции Русской православной церкви по данному вопросу Военное.РФ рассказал руководитель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов.

Мемориальное кладбище в селе Россошки

"Тут смущаться не нужно. Даже если были немцы, вероятность того, что кто-то из них был христианином, достаточно высокая. В Германии же существует не только протестантизм, но и православие, католическая религия", - отметил в беседе с корреспондентом Военное.РФ протоиерей.

Он объяснил, что при перезахоронении как такового церковного ритуала не предусматривается. Священнослужитель совершает краткую литию, то есть заупокойную службу по похороненным войнам, при этом отпевания не происходит. "Чин отпевания (в данном случае - ред.) на мой взгляд нецелесообразен. Во-первых, он совершается в лучшем случае на третий день погребения. И второй момент, что практически не понятно за кого мы молимся, то есть не понятно кто из людей похоронен в этой могиле", - рассказал представитель церкви.

"Когда осуществляется перезахоронение, останки могут принадлежать и людям другого вероисповедания. Поэтому мы просто возносим молитву о тех крещеных людях, которых сам Господь знает, которые захоронены в этом братском захоронении", - добавил он.

Мемориальное кладбище в селе Россошки

Вот "когда мы знаем кого хороним - есть чин погребения, то есть венчик на голову молитвой одевается, вкладывается крестик, икона внутрь гроба, которая потом передается родственникам, дальше происходит троекратное посыпание освещенным в храме песочком с молитвой. Это все с тем человеком, о котором мы знаем, что он христианин", - уточнил собеседник, рассказывая об обычном ритуале погребения.

Сами братские захоронения "если существуют, то что сделаешь". "Разъединить или различить какая косточка к какому войну принадлежит практически невозможно. Тем более когда проходят десятки лет, там в лучшем случае какие-то крупные кости остаются целиковыми. Даже медальоны не всегда встречаются, поэтому идентифицировать человека не всегда возможно. Так что кости складываются, как правило, в единый небольшой гроб и все это перезахоранивается", - рассказал отец Сергий.

Мемориальное кладбище в селе Россошки

Как сообщал "КоммерсантЪ", 22 июня под Волгоградом на мемориальном кладбище в селе Россошки были захоронены останки 1,5 тысячи советских солдат, в том числе 949 защитников Сталинграда, найденных в июле 2014 года активистами общественной организации "Поиск".

Впервые за 20 лет советских бойцов захоронили не на мемориальном кладбище, расположенном на Мамаевом кургане, где уже похоронены 48 тысяч погибших воинов, а на кладбище поселка Россошки, на месте военного немецкого кладбища.

Изначально в селе покоились лишь останки 50 тысяч военнослужащих фашистской Германии, однако впоследствии кладбище расширилось и его поделили на две части - на одной покоятся советские солдаты, на другой - немецкие.