Сначала вкратце хотелось бы рассказать о регламенте служебного времени и занятости личного состава. Он не соблюдается категорически. И вызвано это отнюдь не целями сохранения боевой готовности, а личными требованиями командования отряда.
Например, согласно регламенту, уход со службы - 18.30, но командир отряда по каким-то субъективным причинам собирает совещания командиров рот, скажем, в 18.20. Весь личный состав сидит на местах и дожидается прихода командира подразделения, после чего выясняется, что нужно сделать еще какие-то неотложные дела, вроде уборки территории, или погрузо-разгрузочных работ. А ведь у многих контрактников семьи, дети, которые ждут их дома. Делает ли это привлекательной службу по контракту?
Теперь немного о том, чем заняты военнослужащие в течение дня. Согласно расписанию, это различные занятия. Но по факту, очень часто это облагораживание территории, ее уборка и другие очень важные нужды, так как командир бригады больше заботится о ее внешнем виде, чем о внутреннем состоянии.
Кстати говоря, у командования части со "Славянкой" (компания Минобороны РФ, занимающаяся управлением специализированным жилищным фондом военных городков - ред.), создались какие-то трудности, из-за чего последняя отказалась убирать территорию части. Кто это стал делать? Конечно же военнослужащие по контракту. (Подтверждения этой информации у Военное.РФ найти не удалось - ред.).
Личный состав отряда полностью состоит из военнослужащих по контракту. Кажется, отряд профессионалов. Но кто эти военнослужащие? Они вчерашние солдаты-срочники, средний возраст - 20 лет, образование зачастую 9 или 11 классов. У этих людей еще не кончилось детство, а на них возлагают определенные требования и ответственность. Что из этого выходит? Постоянные происшествия, связанные с употреблением алкоголя, наркотиков, ДТП с участием военнослужащих. В подтверждение моих слов достаточно узнать статистику у заместителя командира части по работе с личным составом.
Но почему ребята, приходя в спецназ зелеными юнцами, не становятся брутальными вояками, а в основном спиваются и дерутся? Да потому что офицерский состав отряда к этому располагает.
90% офицеров и прапорщиков, начиная от заместителей командиров групп и заканчивая командиром отряда, общаются с солдатами как с низшей кастой, животными. Ни о каком товариществе между командиром и подчиненным не идет и речи. Офицер не уважает солдат, солдаты не уважают офицера. Все делается только из-под кнута и единственный рычаг давления - это деньги и сила.
Разве так должно быть в спецподразделении? Офицеры не заинтересованы в здоровом коллективе, они также смеются над теми, кто слабее или, по их мнению, глупее их, постоянно оскорбляют и унижают.
Вот лишь один небольшой пример. Во время служебной командировки в 2014 году у одного из солдат нашей роты появился грибок обоих стоп. Целый день в обуви, к вечеру, естественно, в палатке стояла приличная вонь, а грибок только усугублял ситуацию. Каковы были действия заместителя командира и командира группы? Они поносили этого солдата как могли и выгоняли спать на улицу или в угол палатки. Разве так должны поступать командиры? В итоге мною в аптечке санитара была найдена мазь, и отдана солдату. Через три дня запах исчез, ноги пришли в норму. Это было так сложно сделать? И это лишь капля в море скотского отношения к нам.
Ну и в завершении немного о главной составляющей спецназа - боевой подготовке. Как проходят или не проходят (что чаще) занятия, я уже упомянул. На стрельбах разведчик отстреливает хорошо если пару магазинов к АК или пару магазинов к СВД. Пулеметчик, в лучшем случае, отстреливает 100 патронов. Иногда бывает стрельба из подствольного гранатомета и очень редко - метание гранат. Из РПГ-26 при мне стреляли всего два раза и то офицеры.
Но главным событием моей службы явилась служебная командировка в апреле-мае 2014 года. Именно тогда я разочаровался в своей части полностью.
Все началось с того, что перед отправкой полностью изменили штат отряда. Мало того, что большинство людей попало не в свои роты, так еще и на другие должности! То есть, если человек все время службы являлся минером-разведчиком, то сейчас он вдруг становится пулеметчиком или снайпером! Просто в один момент приходит командир и говорит, что сейчас ты идешь в такую-то роту и становишься тем-то тем-то. То есть, получается замечательная картина - новый командир группы, который не знает своих солдат даже по фамилии, незнакомые люди, с которыми тебе идти на выполнение задач, которые, к тому же, никогда не стреляли из того оружия, которое имеют! Я до сих пор не могу найти ответа на вопросы - как и почему? Кроме этого, в командировку отправляются люди, которые только что пришли на контракт.
У меня в группе был пулеметчик, который пришел на контракт в понедельник, а в четверг уехал в командировку пулеметчиком. Нужно ли говорить, что он никогда не держал пулемет в руках?
Кроме этого, в этой служебной командировке, кроме занятий, существовала еще куча нарядов, хозяйственных работ, постоянных погрузок и разгрузок, а также облагораживание территории. Мы пересаживали дикие яблони из поля вдоль палаток, "чтобы красиво было". В ближайший город ездили около 5 раз, привозя полные "Камазы" поддонов из гипермаркетов. Знаете, что стало с этими поддонами после отъезда? Полный железнодорожный вагон поддонов приехал в Псков. Который, конечно же, мы и разгружали. Зачем везти из командировки деревянные поддоны? Я не могу ответить.
Вы скажете, что все это нормально? Но мне было с чем сравнить. Рядом с нами жили бойцы спецназа ВМФ с Севера и Балтики. И по одному внешнему виду я бы сказал, что они спецназ, а мы дети-сироты в военно-трудовом лагере. Они все, как на подбор, крепки физически, там практически нет молодежи, видно, что средний возраст выше 25. Они не занимались сельхозработами как мы, они занимались спортом и боевой подготовкой. Всё! Что еще нужно для успешного выполнения задач? Тогда для чего нужны мы?
После приезда из данной командировки у меня полностью отсутствовало желание продолжать службу в данной части, поэтому мною был написан рапорт на увольнение по собственному желанию, где было написано, в краткой форме, все вышеперечисленное. Но уволить меня по собственному желанию отказались, и уволили по нарушению условий контракта, для чего мне пришлось специально нарушать дисциплину. Хотя за всю службу до этого я не имел ни одного выговора, и ни разу не опоздал на службу. О себе еще скажу, что имею высшее образование, физическую подготовку сдавал на 1 категорию.
Получить оперативный комментарий у пресс-службы Западного военного округа информационному агентству Военное.РФ не удалось.