В США завершились испытания прототипа "композитного" двигателя для вертолетов

Тема: Иностранные

Американская компания GE Aviation совместно со специалистами Армии США завершила испытания первого прототипа нового газотурбинного двигателя для вертолетов, разработка которого ведется в рамках программы FATE (Future Affordable Turbine Engine, доступный газотурбинный двигатель будущего). В новом агрегате широко применяются композитные материалы.

Как сообщает N+1 со ссылкой на пресс-службу американской компании, двигатель, в конструкции которого используются керамические матричные композиты, успешно прошел серию стендовых испытаний, включая отдельные проверки компрессора.

Сикорский UH-60 "Блэк Хок" (Black Hawk)

В 2011 году военные США объявили, что им необходимы новые газотурбинные двигатели, которые были бы экономичными в эксплуатации и относительно недорогими в производстве. Силовые установки планируют ставить на разные типы вертолетной техники. По оценке GE Aviation, использование керамики в конструкции перспективных двигателей позволит удешевить их производство за счет упрощения производственного цикла и снизить стоимость эксплуатации, благодаря большему ресурсу керамических композитов по сравнению с традиционными материалами.

Керамические матричные композиты имеют широкий диапазон рабочих температур, причем детали, выполненные из таких материалов, могут нормально эксплуатироваться при гораздо больших температурах, чем обычные элементы из металлических сплавов. Это позволяет расширить и рабочий диапазон двигательной установки в целом. Причем керамические детали для FATE планируют изготавливать методом трехмерной печати.

Согласно требованиям военных, новые двигатели должны потреблять на 35% меньше топлива, а расходы на производство и техническое обслуживание установок необходимо снизить на 45% в сравнении с современными агрегатами. В GE Aviation считают эти требования выполнимыми.

Испытания первого прототипа проекта FATE начались осенью 2016 года. Двигатель прошел множество циклов запуска и остановки, его тестировали на возможность длительной работы. В ходе проверки разработчики следили за надежностью работы компрессора, камеры сгорания и турбины, причем эти элементы проверялись как в составе силовой установки, так и по отдельности на специальном стенде. Другие подробности не раскрываются.

Силовые установки проекта FATE планируют выпускать в нескольких вариантах, отличающихся габаритами и мощностью (от 3,7 до 7,4 тысячи кВт). В первую очередь новые двигатели рассматривают в качестве замены установок T700 на вертолетах AH-64 "Апач" и UH-60 "Блэк Хоук". Двигатели T700 в нескольких десятках версий выпускаются с 1973 года и имеют мощность от 6,1 до 7,4 кВт.