70+ важных новинок и событий форума "Армия-2017"

Маскировка по-сирийски: почему военные РФ ездят в пустыне на темно-зеленой технике

Тема: Конфликты, Сухопутные, Статьи

Вооруженные силы РФ используют в пустынных районах Сирии технику с заводской темно-зеленой окраской. Это не способствует скрытности, поэтому экипажам приходится маскировать машины самим. Об этом Военное.РФ рассказали двое российских контрактников, подразделения которых действовали в провинции Хомс.

"Техника, которую используют в Сирии наши военные – например, бронемашины "Тигр" и "Рысь" – поступала и, насколько я знаю, до сих пор поступает в заводской окраске", – заявил Военное.РФ российский военнослужащий, проходивший службу в арабской республике в 2015 году. По его словам, это крайне неудобно, так как темно-зеленый цвет машин увеличивает риск их обнаружения врагом, а также упрощает ему прицеливание.

Разукомплектованный кустарно окрашенный УАЗ, восточная часть сирийской провинции Хомс

Раскрась сам: почему в сирийской пустыне наши военные ездят на темно-зеленой технике


Другой военнослужащий – офицер, служивший в Сирии в 2016 году, подтвердил эту информацию. "Мы выполняли задачи на востоке провинции Хомс в районе Пальмиры, – рассказал он Военное.РФ – Там голая пустыня, мало ориентиров, целый день светит солнце, и темные пятна техники – отличная мишень". Он отказался уточнять, чаще ли темно-зеленая техника подвергалась обстрелам и обернулось ли это человеческими потерями.

Бронеавтомобиль "Рысь" отряда Международного противоминного центра ВС РФ, разминировавшего Пальмиру в марте 2017 года

Офицер добавил, что еще осенью 2015 года, во время наступления на Пальмиру, в этом районе военным приходилось маскировать технику собственными силами.
"Мы использовали "сирийский" метод маскировки техники, когда на бронемашины наносится глиняно-песчаная смесь, – рассказал контрактник. – Были случаи, когда технику просто красили на рембазах – кистью или баллончиком, иногда даже в полевых условиях".
1 / 3

Российский военный журналист Александр Коц рассказал Военное.РФ, что во время работы в пустыне под Пальмирой и на границе провинции Ракка его съемочная группа маскировала рабочую машину – белый пикап – по-сирийски. "Мы обмазывали джип водой с песком и грязью с помощью веника, после чего высушивали на солнце. Со ста метров машина в таком камуфляже выглядит, как бархан", – говорит Коц.

Другой российский военкор Андрей Филатов, несколько лет работавший в разных частях Сирии, заявил Военное.РФ, что в Сирийской арабской армии красят технику в два основных тона – желтый и зеленый.

"Первый используется для пустынных районов, второй – для "зеленки", – говорит Филатов. – При этом, когда сирийцы перебрасывают технику с фронта на фронт, может получиться, что танки песочного цвета оказываются в "зеленке" и наоборот". Он добавил, что технику обязательно нужно маскировать, размывая силуэт, чтобы противнику было сложнее прицелиться.

Российская автоколонна, восточная часть сирийской провинции Хомс


Как нужно красить технику для пустынной местности


Источник в Минобороны, знакомый с ситуацией, заявил Военное.РФ, что наша армия располагает современными методами маскировки военной техники. Но у него нет объяснения, почему по сирийской пустыне ездят темно-зеленые машины.

"По этой теме есть множество актуальных документов, существуют разные виды подготовки техники к любым условиям, есть масса разных требований по бликовости, цвету и освещению, – рассказал источник. – Техника проверяется инженерными войсками. Система нормативных требований и порядок их соблюдения есть". Он добавил, что эта сфера – закрытая, и выразил удивление, что не вся автобронетехника ВС РФ приспособлена к сирийской пустыне.

1 / 2

В 1989 году министерство обороны СССР издало "Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания вооружения и военной техники". В четвертой его части приводятся образцы маскировки автотехники, в том числе для пустыни. "Деформирующая окраска имеет вид различных по форме многоцветных пятен под фон местности", – говорится в издании.

1 / 4


Для пустынно-степных фонов технику следует покрывать пятнами двух цветов (основного и дополнительного в пропорции 80/20), наиболее характерных для окрущающей местности. Рекомендуется применять "готовые эмали промышленного изготовления". Основной цвет для пустынно-степных фонов – серо-желтый (эмаль марки ХС-5146).

В альбоме отмечается, что деформирующее окрашивание техники осуществляют предприятия-изготовители, воинские части или ремзаводы.

Сергей Суворов – пресс-секретарь "Военно-промышленной компании", производящей бронемашины "Тигр" – заявил Военное.РФ, что завод готов окрасить технику в соответствии с требованиями заказчика – для любых условий. О ситуации с расцветками "Тигров" в Сирии он порекомендовал обратиться в Минобороны РФ.

1 / 3

Военное.РФ направило в российское военное ведомство соответствующий запрос, но ответа на него пока нет.

Эксперты: темно-зеленая техника в пустыне – это недоработка


Экс-начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны РФ генерал-полковник Сергей Маев в беседе с корреспондентом Военное.РФ сказал, что деформирующий окрас в условиях пустыни необходим.

"У террористов сейчас есть и беспилотники, и тепловизоры, а также инфракрасные системы наблюдения. Кустарной окраски недостаточно, ведь это не просто нанесение эмали, современная краска имеет и другие защитные свойства", – заявил Военное.РФ генерал-полковник Сергей Маев.
Военачальник добавил, что сирийцы вынуждены маскировать технику сами, так как в 1970-е годы, когда СССР массово поставлял Сирии танки и бронемашины, полноценного представления о камуфляжной раскраске не было. Машины красились однотонно, в стандартный темно-зеленый защитный цвет. Необходимость в камуфляже осознали во время афганской войны. К 1990 году отечественную технику окрашивали уже по новым требованиям.

Маев сравнил ситуацию с маскировкой техники в Сирии с покраской советских танков белилами зимой во время Великой Отечественной войны. Вместе с тем он призвал не преувеличивать проблему.
Генерал-полковник Владислав Полонский, руководивший ГАБТУ с 2004 по 2007 годы, рассказал Военное.РФ, что управление должно заранее дать указание по окрашиванию техники для тех или иных условий. "Бронемашины обязательно нужно готовить для пустыни", – подчеркнул он.