ОНЛАЙН: Поиск пропавшей у берегов Аргентины подлодки

Пластик на смену традициям: почему дерево не годится для перевозки сложных вооружений и роботов

Тема: ВПК, Прогресс, Статьи

Сегодня вовсю идет работа по глобальной модернизации российской армии: от вооружений до элементов экипировки обычных солдат. Однако таре, в которой хранят и перевозят оружие и боеприпасы, внимание уделяется в самую последнюю очередь. Эксперты рассказали Военное.РФ о применяемых средствах хранения боеприпасов и специального оборудования: от повсеместно распространенных деревянных ящиков до современных образцов пластиковых кейсов, защищающих от любых видов внешних воздействий и оснащенных спутниковой системой мониторинга.


Что используют для хранения и перевозки вооружений и роботов


В настоящее время для упаковки, безопасной перевозки и хранения изделий в вооруженных силах используют преимущественно деревянные и металлические ящики. Эти сведения Военное.РФ подтвердили как военнослужащие разных частей по всей России, так и военные эксперты.

"В основном применяют дерево. Только для ракетного вооружения используют транспортно-пусковые контейнеры из современных материалов", - подтвердил полковник запаса Виктор Мураховский. Эксперт добавил, что пластиковых контейнеров, в том числе и иностранного производства, в войсках он не встречал.

Подготовка боеприпасов к транспортировке

Деревянная тара для упаковки, транспортирования и хранения оружия, боеприпасов и приборов имеет разные категории: от самых простых, лишь ограничивающих или едва задерживающих проникновение атмосферных осадков и пыли, до более защищенных, предотвращающих проникновение осадков, пыли и газов, а также имеющих определенную защиту от ударов. Тем не менее, с увеличением уровня заложенной защищенности соизмеримо увеличивается и вес упаковки.

По словам военного обозревателя, полковника в отставке Виктора Литовкина, для каждого вида боеприпасов предполагается свой вид тары. Например, патроны принято хранить в цинках - металлических емкостях, помещаемых в более удобные для перевозки деревянные ящики; снаряды для танковых и артиллерийских орудий хранят в деревянных ящиках; и только ракеты ПВО хранят и перевозят в специальных пластиковых или металлических транспортно-пусковых контейнерах.

С беспилотниками ситуация немного иная. По словам Валерия Побежимова, директора и главного конструктора производящей беспилотники и воздушные мишени компании "Эникс", выбор упаковки зависит от размера устройства. Переносные комплексы хранят и транспортируют в пластиковой таре, обшитой амортизирующими материалами. Для крупных беспилотников, транспортируемых в специальных машинах, предусмотрены собственные технологии: например, крупные израильские беспилотники перевозят в чехле.

Воздушная мишень Е17М

Для транспортировки вооружений и боеприпасов также используются преимущественно деревянные и металлические контейнеры, подтвердил представитель компании "МБИ Дмитровка", занимающейся перевозкой опасных грузов.

"У каждого груза есть группа совместимости, определяющая, в какой упаковке его необходимо перевозить. Правила перевозки прописаны в ДОПОГ (европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов - ред.). Должна быть внутренняя упаковка, полиэтиленовый мешок или мешок из ткани, и внешняя, которой обычно служат деревянный или металлический ящик", - сообщил собеседник Военное.РФ.

При этом нельзя не отметить, что деревянная упаковка подвержена воздействиям внешней среды: впитывает влагу, гниет, прекрасно горит и много весит. Довольно часто деревянная тара, по словам самих военных, старая и ветхая. В отдаленных уголках России, например, на Дальнем Востоке, встречаются даже самодельные ящики.

Какие преимущества и недостатки есть у деревянных ящиков


Главное преимущество деревянной упаковки в низкой цене и элементарной технологии производства: сколотить деревянный ящик можно и "на коленке".

"Такую тару могут сделать в любой мастерской, мебельном сарайчике. В советское время, например, на мобилизационный период, одна из мебельных фабрик получила задание выпускать деревянные ящики для боеприпасов сотнями тысяч штук" - пояснил главный редактор журнала "Арсенал Отечества" полковник запаса Виктор Мураховский.

Что касается огнеустойчивости, ударопрочности, стойкости на подрыв, на прострел и на поражение осколками - по этим параметрам, по словам Мураховского, деревянная тара существенно проигрывает современным контейнерам. "Когда загораются склады с боеприпасами, дерево очень быстро воспламеняется, тем более сухое", - подтвердил военный обозреватель Виктор Литовкин.

Пожар на складе боеприпасов в Харьковской области 23-03-2017

Помимо прочего, дерево, особенно при хранении на открытом воздухе, впитывает влагу, разбухает и гниет, а в случае длительного хранения и вовсе теряет свои свойства. "Мы в недавнее время, в период массовой утилизации боеприпасов, могли видеть старые советские запасы, которые представляли собой, мягко говоря, груду деревянных обломков, внутри которой лежали снаряды", - пояснил Мураховский.

Действительно, согласно ГОСТу, если предполагается использовать деревянные ящики более 5 лет, им требуется специальная обработка.

Другое дело, что хранить вооружения необходимо в специальных местах - ангарах и складах. По словам Литовкина, гнилые ящики встречаются нередко, но хранение на улице - не норма, а нарушение.

Еще один нюанс - вес упаковки: например, для некоторых видов боеприпасов такая тара может весить даже больше, чем ее содержимое.

Спецификой применения различных видов тары в морских условиях с редакцией поделился главный инженер компании "Морская геодезия" Николай Скрылев.

"Деревянные ящики тяжелые, но дешевые. Сейчас мы от них отходим, используем их, в основном, если необходимо что-нибудь быстро куда-то отправить. На судне храним в таких ящиках только те приспособления, которые работают в воде или на палубе", - отметил собеседник агентства. Он уточнил, что на палубе ящики быстро намокают и требуют последующей просушки в помещении.

Оператор управляет подводным аппаратом

Срок службы деревянной тары может быть различен и зависит от конструкции и назначения груза. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, он должен быть, по крайней мере, не меньше, чем назначенный срок службы для его содержимого.

Приходится признать, что номенклатура используемой сейчас тары, как минимум, требует пересмотра.

Есть ли альтернатива традиционной упаковке


Говоря об альтернативах деревянным ящикам, сегодня стоит присмотреться к пластиковой таре. Изготовленные методом ротационного формования из полиэтилена, такие кейсы имеют ряд выгодных преимуществ. Например, высокую ударопрочность, огнестойкость, влагозащищенность, а также наличие решений по выравниванию атмосферного давления при авиатранспортировке.

Чтобы разобраться в особенностях их разработки и эксплуатации, корреспондент Военное.РФ посетил расположенное в Ленинградской области предприятие "Стерх", на котором создана отдельная производственная линия по изготовлению пластиковых кейсов для нужд силовых структур и оборонно-промышленного комплекса России.



"Кейсы полностью защищены от воздействия внешней среды. Их основная специфика - защита содержимого в абсолютно экстремальных условиях", - рассказал директор компании Андрей Матвеевский.

Кейсы "Стерх" защищены от ударов и неконтролируемых многократных падений. В ходе заводских испытаний ящики выдержали тесты, в несколько раз превышающие положенные по ГОСТу.

"Мы провели тест, завысив методику испытания. По ГОСТу кейс таких габаритов должен выдерживать падения с высоты 1,2 метра, мы кидали его с двух метров. Тест показал, что не повреждается ни сам ящик, ни его содержимое", - отметил собеседник.

Защищена пластиковая тара и от воды: за счет наличия специальных воздушных прослоек и полной герметичности кейсы фактически не тонут. В случае падения в воду с плавсредства или вертолета, при соблюдении рекомендаций по массе груза, кейс останется на поверхности или всплывет.

Испытания кейса "Стерх" на плавучесть и герметичность

Герметичность ящика достигается наличием специальной резиновой прокладки, использованием плотно прижимающей крышку фурнитуры, а также монолитностью: кейс состоит всего из двух частей и не имеет никаких дополнительных соединений.

В 2017 году кейсы "Стерх" прошли испытания в арктической экспедиции. "Ящики использовались на борту парусного катамарана для хранения электроники: фотоаппаратуры, элементов системы спутниковой связи, буферного аккумулятора и зарядных устройств. Основными угрозами для сложного оборудования в море выступают соленая вода и конденсат. В распоряжении экипажа находились два кейса СК-0950-06 - это самая легкая модель в ассортименте "Стерх". Помимо функций хранения, ящики выполняли роль сидений в каюте катамарана", - сообщил Военное.РФ руководитель экспедиции Сергей Северин. Он добавил, что несколько раз кейсы накрывало волнами, но они сохранили герметичность и уберегли дорогостоящую технику.

Кейс СК-0950 производства "Стерх" на побережье Карского моря

Преимущества пластиковых кейсов оценили и специалисты, постоянно работающие в неблагоприятных погодных условиях в море. "Герметичные ящики удобно оставлять на палубе. Можно не бояться дождя или попадания брызг", - подтвердил главный инженер компании "Морская геодезия" Николай Скрылев.

Еще одно выгодное преимущество пластиковых кейсов перед их деревянными конкурентами - высокая огнеустойчивость. Рекомендуемая температура эксплуатации кейсов - от -50 до +50 градусов Цельсия, кратковременно кейс может работать и при 60-70 градусах.

Кейс СК-0950 на острове Вайгач в Арктике

"Кейс спокойно выдержит несколько минут "горения". Таким образом специальные службы получат дополнительное время, чтобы мобилизоваться и потушить возгорание", - пояснил директор компании "Стерх".

Что любопытно, если при производстве в полиэтилен добавить специальные присадки, то можно дополнительно усовершенствовать свойства тары в зависимости от требований заказчика. Например, повысить морозоустойчивость до -80 градусов или добавить "несгораемые" характеристики.

Та же история и с формой кейса. По словам директора "Стерх" Андрея Матвеевского, изготовить контейнер уникальной формы под индивидуальные требования заказчика не составит никакого труда.

Трансформируемый кейс "Стерх"

Еще одно отличие пластика от дерева - масса. Деревянная и металлическая тары весят значительно больше, чем пластмассовые кейсы. Например, рассчитанный на груз в 150-200 кг кейс весит всего 16 кг. Его также можно оборудовать колесиками для удобства транспортировки.

"Вес играет большое значение в стоимости перевозки. Кроме того, на пластиковых кейсах сразу делают колесики и выдвижные ручки. Это очень удобно - всего один человек может перевезти на колесиках габаритный двухметровый ящик", - рассказал Военное.РФ о своем опыте использования пластмассовой тары главный инженер компании "Морская геодезия" Николай Скрылев.

Кейсы "Стерх" с транспортировочными колесиками

Он добавил, что пластиковые ящики хорошо подходят и для авиаперевозок. "Алюминиевые ящики нам каждый раз пробивали, даже при авиаперевозке. С пластиковыми такого не случалось, они прочные", - сообщил собеседник.

По мнению Сергея Северина, использовавшего продукцию "Стерх" в арктической экспедиции, пластиковый кейс позволяет эффективнее использовать внутреннее пространство. "Алюминиевый ящик обязательно нужно прокладывать поролоном, чтобы груз не гремел внутри. Пластик лишен этого недостатка. К тому же металлический кейс тяжело сделать полностью герметичным. Даже если это получится, после нескольких перевозок в жестких условиях потребуется проинспектировать швы и крепежные элементы. По нашему опыту, пластиковые кейсы нужны для защиты высокоточного оборудования от попадания влаги и ударов, деревянные или фанерные защитят только от механических повреждений, а металлические резонно использовать исключительно в качестве емкости-органайзера, так как внутри легко приклепать перегородки или крепления для груза", - объяснил Северин.

Кейс СК-0950 в арктической экспедиции

При воздушной транспортировке герметичная тара может деформироваться из-за низкого давления. Особенно проблема актуальна при перевозке чувствительного и дорогостоящего оборудования. Чтобы избежать такой ситуации, изготовители "Стерх" встроили в свои кейсы клапан выравнивания давления, который при авиаперевозке регулирует разницу давления внутри контейнера и снаружи.

Стоит отметить и высокую функциональность фурнитуры пластикового кейса - плотно прижимающих крышку замков и прочных ручек, которые после использования автоматически отщелкиваются в первоначальное положение.

"Есть такой норматив - нужно проверить фурнитуру ящика на прочность при максимальной загрузке, которая предполагает усилие в 50 кг на ручку. У нашего кейса четыре ручки, то есть мы должны загрузить в него 200 кг. Кейс показал себя хорошо и мы решили загрузить больше, чтобы посмотреть, как он себя поведет. В итоге кейс выдержал 310 кг и отлично себя показал: ручки не оторвались, ящик не деформировался, все было в полном порядке", - рассказал Матвеевский об испытании фурнитуры. Он добавил, что массу можно было повышать и дальше, однако фурнитура и так выполнила норматив на 150%.

Кейсы "Стерх"

Срок службы пластиковых кейсов практически безграничен: нержавеющая сталь и пластик не разрушаются. Владельцу такой тары лишь раз в 50 лет необходимо заменить герметичный элемент - резинку, которая со временем начинает трескаться.

Пластиковые кейсы отлично подойдут для эксплуатации в зонах, климат которых представляет существенную угрозу для работоспособности военного оборудования, где обычные деревянные ящики быстро превращаются в труху - например, в тропиках и субтропиках.

"Деревянные контейнеры не обладают высокой ударопрочностью, пыле- и влагозащищенностью. У дерева есть много минусов, но раньше методы просто не позволяли производить пластиковые кейсы", - подытожил Андрей Матвеевский.

Из минусов пластиковой тары можно выделить только более высокую по сравнению с "деревом" стоимость производства. Однако долговечность пластиковой упаковки с лихвой покрывает этот недостаток.

Где производят пластиковые кейсы


"Стерх", входящая в группу компаний Nawell, производит свои кейсы в Ленинградской области. Все компоненты - отечественные, а значит проблем с поставками деталей у компании нет. Кроме того, "Стерх" имеет свой большой склад сырья и запасных частей для оперативной реализации крупных заказов.

Поставка крупной партии кейсов "Стерх" по Гособоронзаказу

По словам Матвеевского, многие фирмы используют в сфере обороны аналоги от американских или китайских производителей, которые значительно дороже, чем пластиковые кейсы, изготовленные на отечественном производстве.

"Сейчас очень много оборудования и вооружений, производимых в России, комплектуется импортными кейсами. Я считаю это неправильным, не просто как производитель, но и как российский гражданин. У нас полностью российское производство, которое соответствует программе импортозамещения", - отметил директор "Стерх", добавив, что это позволяет добиться более низкой цены и сжатых сроков поставки по сравнению с импортными аналогами.

Производство кейсов "Стерх"

На сегодняшний день компания уже поставляет продукцию предприятиям оборонно-промышленного комплекса, но в будущем хочет оснастить своими кейсами и российскую армию, медицинские службы, спецподразделения и МЧС. Производство позволяет компании изготовить под нужды заказчика практически любой кейс.

"Мы предлагаем тем, кто использует деревянные ящики, повысить характеристики тары, а тем, кто пользуется пластиковой упаковкой - удешевить ее закупку", - добавил Матвеевский.

Метод ротоформования, используемый при производстве пластиковых кейсов "Стерх", позволяет изготовить даже крупноразмерные изделия в сжатые сроки. При необходимости всего за две недели компания сможет произвести порядка 300 пластиковых кейсов.

Производстводственная площадка компании "Стерх"

"Мы продвигаем целую категорию пластиковых кейсов, которые уже давно используются в развитых странах. У нас сейчас довольно современная армия, но в некоторых отраслях вооружения применяются какие-то архаичные средства, как, например, деревянные ящики. Мы привлекаем внимание к вопросу перевозки и хранения, пытаемся разрушить мнение, что ящик должен быть деревянным, и сохранить наши леса", - заключил директор компании-производителя пластиковых кейсов.

Какие еще возможности открывают пластиковые кейсы


Помимо очевидных преимуществ, пластиковые кейсы обладают еще и широким спектром дополнительного функционала.

Военных может особенно заинтересовать электронное чипирование тары: в стенку ящика закладывается специальный чип, который позволяет отслеживать точное местонахождение кейса при его эксплуатации. Поскольку чип устанавливается в тару во время производства, его невозможно изъять и сложно обнаружить.

"Чип может быть очень полезен при транспортировке особо ценных или опасных грузов, вооружения, некоторых медикаментов. Люди, транспортирующие ящик, не знают ни о наличии в нем такого чипа, ни о его местоположении. Изъять его возможно только с частью стенки, а это заметное повреждение", - пояснил директор компании-производителя пластиковых кейсов "Стерх".

Кейс компании "Стерх"

К слову, для транспортировки особенно чувствительного оборудования, например, радиоприборов, существует отдельный вид кейсов с внутренним каркасом, который закреплен к корпусу контейнера на амортизаторах для демпфирования вибрационных и ударных нагрузок.

Насколько дороже обойдется "пластик"


Деревянная тара стоит дешевле пластиковых контейнеров, однако она имеет худшие характеристики и сравнительно низкий срок эксплуатации.

"Конечно, цена приобретения деревянных ящиков будет ниже, но и менять их нужно с завидной регулярностью: они разбиваются и рассыхаются на складах. Есть норматив, который предписывает их регулярное обновление. В среднесрочной перспективе пластиковый кейс себя окупит, потому как выдерживает многократные транспортировки и использование, может прослужить при активном использовании и 100 лет. Недаром ведь экологи называют пластик вечным материалом", - подчеркнул директор "Стерх" Андрей Матвеевский.

Кейсы компании "Стерх"

По его словам, в своем производстве "Стерх" делает акцент на качество и долговечность, не выпуская ни одного изделия до окончания полного цикла тестов и испытаний.

Что еще сможет заменить пластик в армии


Помимо кейсов, "Стерх" предлагает мишени из пластика. Основным преимуществом таких мишеней является их живучесть. Например, на выставке "Армия-2016" мишени компании выдержали более 2500 тысяч попаданий и остались пригодны к дальнейшему использованию.

Все дело в эластичном материале, в котором пуля оставляет полностью соответствующее пулевому отверстие, а не "рвет" его как фанеру. Кроме того, мишень имеет ребра жесткости, которые защищают ее от деформации при выстрелах из крупнокалиберного оружия.

Для обслуживания стрельбища с пластиковыми мишенями также требуется меньше специалистов, поскольку частота замены пластиковых мишеней ниже, чем фанерных. При необходимости, компания может "оживить" мишени, оснастив их устройствами движения.

Мишени для стрельбы "Стерх"

Цвет мишеней зависит исключительно от потребностей заказчика - от ярких тонов до цветов специального окраса. Форма мишеней варьируется от ростовой "Силуэт" до авиационных и артиллерийских мишеней.

"На полигоне Алабино наши мишени испытывали специалисты концерна "Калашников". Они дали нам высокие оценки и отличные рекомендации", - заключил директор "Стерх" Андрей Матвеевский.