Интервью с Александрой Григоренко: На рынке госзаказа настает время профессионалов

Тема: ВПК, Статьи

В Санкт-Петербурге 11 декабря пройдет всероссийская конференция "Гособоронзаказ-2018. Ценообразование, финансовый мониторинг, госконтроль". Представители Минобороны, Федеральной антимонопольной службы, Федерального казначейства обсудят новые реалии законодательства, с которыми поставщики военного ведомства столкнутся уже через месяц. Генеральный директор маркетингового агентства "Дифанс Медиа" и издатель журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" Александра Григоренко, организовавшая конференцию, рассказала в интервью Военное.РФ о зарегулированности отрасли, проблемах конкуренции и лоббизма на оборонном рынке.

Конференция "Гособоронзаказ-2018. Ценообразование, финансовый мониторинг, госконтроль": спикеры и программа (нажмите для просмотра)
Основные спикеры конференции:

- Фесюк Даниил Валерьевич - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России (ФАС);
- Карпенко Виктория Михайловна - начальник Управления казначейского сопровождения Федерального казначейства РФ;
- Арефьева Вера Владиславовна - руководитель направления, Департамент по работе с клиентами машиностроения ПАО "Сбербанк";
- Спиридонов Станислав Викторович - заместитель директора Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны РФ;
- Быхал Александр Николаевич - советник 2-го отдела (военно-экономического обоснования стоимости вооружения, военной и специальной техники) Департамента аудита государственных контрактов Минобороны РФ;
- Башлаков-Николаев Игорь Васильевич - начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, к.э.н.;
- Кирпичев Михаил Анатольевич - заместитель начальника юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, к.э.н.;
- Тимошенко Андрей Анатольевич – профессор Академии генеральной прокуратуры РФ;
- Карчебный -Гула Жан Анатольевич - старший прокурор управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры;
- Довгий Владимир Иванович – генеральный директор Межведомственного аналитического центра.

Программа


I. "Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу". Формула 5+1

- Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
- Структура и содержание нового Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
- Порядок и новая методика определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. Значительные корректировки относительно действующей концепции определения состава затрат в соответствии с приказом №200 от 23 августа 2006 года.
- Порядок и условия применения видов цен на продукцию и услуги.
- Порядок определения рентабельности (прибыли) в цене продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.
- Понятие себестоимости для целей ценообразования. Виды себестоимости. Новые методы расчета себестоимости продукции в сфере ГОЗ.
- Состав затрат. Варианты подхода к раздельному учету затрат при разных видах деятельности предприятия.
- Особенности расчета и обоснования себестоимости серийной продукции и научно-технической продукции для целей контрактного ценообразования в сфере ГОЗ.
- Текущее состояние и перспективы расширения области применения нормирования затрат для целей контрактного ценообразования в сфере ГОЗ. Подходы к нормированию труда.

II. Порядок казначейского сопровождения государственных контрактов, контрактов, договоров, соглашений в сфере государственного оборонного заказа.

- Нормативное правовое регулирование казначейского сопровождения. Закон от 19.12.16 г. № 415 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
- Новый регламент расширенного казначейского сопровождения госконтрактов (Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 249).
- Санкционирование расходов исполнителей (соисполнителей) органами казначейства, обязанности, ограничения и запреты.
- Порядок формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).
- Схема кооперации при казначейском сопровождении.
- Порядок предоставления казначейского аккредитива и схема расчетов по нему. Перечисление авансов в сумме фактической потребности.

III. Особенности процедур казначейского сопровождения целевых средств, предоставленных из федерального бюджета.

- Открытие лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса.
- Практические рекомендации по вопросам обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства. Порядок приостановления операций на лицевых счетах и отзыва лимитов бюджетных обязательств.
- Приказы Федерального казначейства, регламентирующие процедуры казначейского сопровождения, сроки и формы отчетности.
- Казначейское сопровождение авансовых платежей по ГОЗ. Схема интеграции банковского и казначейского сопровождения.
- Глубина контроля исполнения контрактов перед оплатой. Разрешенные операции и ограничения. Ограничения для закупок у нерезидентов.

IV. Порядок банковского сопровождения государственных контрактов и контрактов в сфере государственного оборонного заказа

- Порядок контроля за движением денежных средств по государственному контракту, контракту на всех уровнях кооперации.
- Порядок взаимодействия уполномоченного банка с контролирующими органами и головными исполнителями, исполнителями государственного оборонного заказа.
- Ужесточение контроля движения денежных средств в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с нормами 275-ФЗ: последствия для поставщиков и заказчиков.
- Обеспечение режима использования отдельного счета в уполномоченном банке при проведении платежей.
- Условия и порядок перечисления прибыли с отдельного счета.
- Основания и порядок приостановления и возобновления операций по отдельному счету.
- Оплата и возмещение расходов с отдельного счета и их взаимосвязь с формированием карточки учета фактических затрат по каждому государственному контракту.
- Порядок подтверждения ранее понесенных расходов на формирование запаса продукции перед государственным заказчиком и головным исполнителем.
- Необходимые подтверждающие документы.

V. Финансовый мониторинг исполнения контрактов ГОЗ. Взаимодействие с уполномоченными банками и федеральным казначейством.

- Полномочия и функциональные особенности деятельности Департамента финансового мониторинга Минобороны.
- Структура и практика работымежведомственной системы контроля за целевым расходованием средств.
- Единая информационная система государственного оборонного заказа, как основной информационный ресурс для эффективного контроля исполнения государственных контрактов.
- Повышение эффективности межведомственного контроля за счет централизации информационных потоков.
- Новые механизмы контроля использования средств, выделенных на выполнение государственного оборонного заказа.

VI. Правила проведения плановых и внеплановых проверок и рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Прокурорская проверка в сфере ГОЗ: основания и порядок проведения, последствия.
- круг уполномоченных проводить проверки в сфере ГОЗ прокуроров;
- сигналы о нарушении законности: источник и форма поступления;
- полномочия прокурора и пределы их реализации;
- примеры успешных прокурорских проверок (ценообразование, проверка качества работ, анализ финансовой дисциплины при исполнении ГОЗ, проверка смет);
- взаимодействие прокурора с контролирующими органами;
- последствия игнорирования его требований.

VII. Последствия нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Ужесточение уголовной ответственности за преступления в сфере ГОЗ.
- типичные нарушения, влекущие возбуждение уголовного дела;
- мошенничество, взяточничество, злоупотребления по службе, халатность, незаконные предпринимательство и банковская деятельность, вывод за рубеж денежных средств и т.д.
- последствия сговора при участии в торгах, картели;
- изменения в Уголовный кодекс в части нецелевого расходования денежных средств, выделенных в рамках оборонного заказа, злоупотребление полномочиями со стороны руководителей коммерческих организаций, участвующих в исполнении ГОЗ;
- новые подходы к изъятию добытого в результате хищений средств оборонного заказа имущества у виновных, а также у третьих лиц;
- обстоятельства, учитываемые при назначении наказания виновным;
- защита имущественных интересов оборонного предприятия, пострадавшего от хищений со стороны его руководителей или контрагентов;
- особенности привлечения к уголовной ответственности собственника предприятия.
Противодействие коррупции в сфере ГОЗ.
- возможные последствия при приеме на работу на предприятия бывших чиновников;
- обязанность сообщать о коррупционных предложениях и штрафная ответственность за ее неисполнение;
- ответственность "решальщиков" наступает при высказывании одного лишь предложения об оказании коррупционных услуг;
- антикоррупционные правила на предприятии;
- увольнение должностных лиц за невиновное поведение: возможности применения кодексов этики;
- окончательная конфискация имущества коррупционеров до приговора суда.

VIII. Антимонопольные требования в сфере государственного оборонного заказа.

- Особенности антимонопольных требований в сфере государственного оборонного заказа.
- Взаимодействие ФАС России с другими федеральными органами исполнительной власти (с Минобороны России, Минпромторгом, Федеральным казначейством и др);
- Степень и характер вовлеченности военных представительств в работу по ГОЗ, проводимую ФАС. Правовые основания при работе предприятий с военными представительствами по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС.
- Особенности работы ФАС со случаями необоснованного повышении цен поставщиками в сфере ГОЗ.
- Примеры обращений в ФАС России. Примеры из практики взаимодействия с предприятиями ОПК.
Александра, давайте чуть-чуть заглянем в историю. Расскажите, как у вас возникла идея проводить конференции по гособоронзаказу? Какие темы рассматривались на самом первом мероприятии?

Идея родилась одновременно с выходом 159-ФЗ (Федеральный закон от 29.06.2015 №159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" - ред.). Это был 2015 год. В июле вышел закон, а осенью на предприятиях осознали, что ничего в нем не поняли. Возникло очень много вопросов. Закон ужесточил требования во многих направлениях. В основном речь шла о финансовой дисциплине, работе с уполномоченными банками, раздельном учете, регламенте этой работы.

Александра Григоренко и руководитель Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерий Радченко

Минобороны тогда как-то отреагировало на эту неопределенность?

Когда 159-ФЗ появился, на рынке была паника. Но надо отдать должное разработчикам закона, в том числе Департаменту финансового мониторинга МО, которые сделали все от них зависящее, чтобы максимально разъяснить логику, суть и смысл изменений и организовать работу с новыми законодательными актами максимально прозрачно и удобно не только для заказчиков, но и для исполнителей гособоронзаказа. И Департамент финансового мониторинга Минобороны сразу после вступления изменений в силу предложил опубликовать разъясняющую статью в журнале.

Читатели, когда увидели материал, начали обращаться с вопросами в редакцию. Понятно, что журналисты не могут заниматься трактовкой законодательства, это не входит в их полномочия. Поэтому мы инициировали конференцию, на которой выступили представители федеральных органов исполнительной власти: Департамент финансового мониторинга в лице его руководителя – Ольги Витальевны Осауленко, глава юридической службы в сфере ГОЗ Игорь Васильевич Башлаков-Николаев, представители уполномоченных банков.

Таким образом панику удалось быстро свести на нет и впоследствии многие предприятия с благодарностью обращались к законодателю, потому что поняли, что работать стало даже проще и понятнее, чем раньше. Первоначальный страх перед неизвестным, который бывает у любого человека, даже у руководителей предприятий ОПК, ушел. Но, конечно, проблемы с глубоким и своевременным пониманием новаций в законодательстве всегда много, и сейчас мы продолжаем делать разъяснительно-дискуссионные конференции на актуальные темы.

Конференция по гособоронзаказу

Сколько промышленников приезжает на конференции, какие вопросы задают?

На самую первую конференцию, организованную по горячим следам принятого закона, приехали представители около 150 предприятий, примерно столько же мы ожидаем в Санкт-Петербурге 11 декабря этого года. Вопросы, которые тогда прозвучали, свидетельствовали о том, что многие детально не изучили закон. Это были вопросы, что называется, "по тексту": объясните нам вот это предложение или формулировку. В общем, аудитория была в целом недостаточно подготовленная. Но дальше, с течением времени, понимание законодательства росло и вопросы становились все более точечными, глубокими, вскрывали какую-то проблематику.

В частности, такие профессиональные диалоги способствовали подготовке и внесению изменений в 275-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" - ред.). Именно живое общение представителей предприятий с законодателями, экспертами, представителями Минобороны РФ, ФАС РФ и другими представителями федеральных органов исполнительной власти, помогает понять, какие изменения нужно вносить. Потому что, если не проговаривать проблемы, то и решить их невозможно. Важно, что мы делаем конференции не для озвучивания неких лозунгов, а для решения конкретных рабочих вопросов.

Выступает директор Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России Ольга Осауленко

Вы не считаете, что задача по выстраиванию диалога не должна ложиться на плечи средств массовой информации? Что этим должен заниматься непосредственно заказчик в лице МО, проводить подобные конференции на своих площадках?

Минобороны очень много делает в рамках наращивания открытости и углубления конструктивного диалога с широкой аудиторией. Одна площадка КВЦ "Патриот" с ежегодным форумом "Армия" и очень широкой не только выставочной, но и деловой программой чего стоит! Но регламент работы министерства обороны и круг их обязанностей очень обширен, а исполнителей Гособоронзаказа в стране очень много.

К тому же, я не вижу противоречий в том, чтобы такой деятельностью занималось маркетинговое агентство. Сейчас у нас есть издательство – наша информационная площадка и маркетинговое агентство, обе компании в разных формах как раз и занимаются налаживанием конструктивного диалога, используя различные инструменты. Это, мне кажется, очень почетная миссия.

"Патриот" ждет гостей форума "Армия-2017"

Я задаю этот вопрос как раз потому, что на базе парка "Патриот" Минобороны уже проводит подобные мероприятия. В чем тогда преимущества ваших конференций, за участие в которых нужно платить, перед ведомственными семинарами?

На форуме огромное количество площадок, на которых в один день проходит, допустим, 20 конференций. Топ-менеджменту предприятия, помимо вопросов открытия счетов в Казначействе и нюансов новой системы ценообразования, необходимо знать конъюнктуру рынка, деятельность конкурентов, направление развития отрасли. Круг вопросов огромен. Мы работаем точечно: разъясняем одну, максимум две проблемы по теме законодательства о гособоронзаказе на одной конкретной конференции.

А выставка – более масштабное мероприятие, на которое промышленники приезжают с другими задачами. Там перед профессионалами выступает высшее руководство. Люди хотят узнать стратегические цели, стоящие перед страной, результаты выполнения Госпрограммы вооружений. И, если у финансового директора предприятия неделю назад возникла конкретная проблема при взаимодействии с государством, нелепо разбираться с его решением именно в этой обстановке. Это просто разные форматы.

Вид с крыши конгресс-холла "Патриот"

А с кем вы конкурируете среди частных маркетинговых агентств?

Обычно разъяснительными мероприятиями на тему гособоронзаказа занимаются некие обучающие центры. Семинары там ведут преподаватели-теоретики, которые сами изучили вопрос и пересказывают полученные знания слушателям. К сожалению, очень часто получается так, что такие спикеры сами не успевают разобраться в происходящем. Даже представители исполнительной власти у нас на трибуне задают друг другу вопросы. По причине довольно динамичных изменений законодательства в последние три года не всегда есть очевидные и понятные стратегии действия. Поэтому я убеждена в том, что на сегодня не существует какого-то конкретного преподавателя, который сможет ответить на все сложные вопросы участников.

Возможно, это зависит от уровня подготовки слушателей. Если речь идет о компании, которая только начинает работать с гособоронзаказом, им имеет смысл приехать на семинар, послушать преподавателя-теоретика, получить от него базовые знания. Но топ-менеджеры или даже руководители департаментов тех предприятий, которые давно работают на этом рынке, ничего нового там для себя не найдут. Текущие проблемы решаются буквально в режиме онлайн, когда, например, неделю назад представители ФАС решили, что они могут ответить на такую-то жалобу таким-то образом.

Конференция по гособоронзаказу

Насколько сложно собрать в одном месте представителей столь разных ведомств: Минобороны, ФАС, Прокуратуры, Казначейства?

Меня радуют и вдохновляют те спикеры, с которыми мы работаем.
Еще 10 лет назад крайне сложно оказывалось достучаться до какого-то ответственного лица, облеченного государственной властью, привлечь его внимание к проблемам небольшого предприятия и получить прямой ответ на заданный вопрос. Не уход от ответа и не формальную отписку, а чтобы твоей проблемой действительно занимались и помогали разобраться. Это была огромная проблема для страны и, наверное, все это признают.
Сейчас она практически исчерпана. Если предприятие хочет работать, хочет приносить пользу государству, зарабатывать деньги, честно и в срок исполнять гособоронзаказ, то в ответ оно получит всестороннюю поддержку, как представителей Минобороны, так и специалистов ФАС, банковского сектора, Казначейства. Проблем, что кого-то не услышали, не объяснили, не помогли, сейчас не существует. Меняется отношение и к СМИ. Если раньше Минобороны формально относилось к взаимодействию с прессой, то сейчас совместная деятельность гораздо шире. Например, на нашем сайте есть блоги нескольких департаментов.

Спикеры, которые выступают на ваших конференциях, получают какие-либо гонорары за это?

Нет.

Вы говорили, что на первой конференции присутствовали представители примерно 150 предприятий. Сегодня, по вашему мнению, сколько человек должны участвовать в конференции, чтобы она прошла максимально продуктивно для посетителей?

Это очень правильный вопрос. Когда собираются больше 150 человек, это тяжело для общения. До 150 слушателей не мешают друг другу, все успевают задать вопрос. Кроме того, представители предприятий извлекают огромную пользу не только из общения со спикерами, но и из взаимодействия друг с другом. Нас постоянно просят предоставить список компаний-участников, потом люди смотрят на бейджи, знакомятся, обмениваются опытом. Это продуктивное общение профессионалов в рамках деловой программы в том числе стимулируют кооперацию.

Конференция по гособоронзаказу

Сколько человек от одного предприятия обычно приезжает?

Иногда один, иногда – пять. По-разному.

Кто они по должности? Грубо говоря, приезжают генеральные директора или бухгалтеры?

Приезжают генеральные директора, их заместители, руководители финансовых и юридических департаментов, главные бухгалтеры. Это зависит от размеров предприятий, задач, объемов контрактов.

А география посетителей?

Всероссийская. Но с Дальнего Востока, если честно, пока не было никого. С Урала, Сибири к нам едут люди.

Конференция по гособоронзаказу

Могут ли участники конференции после ее завершения продолжить общаться со спикерами?

Да, спикеры всегда готовы поделиться контактами. Понятно, что это не мобильные номера, а в основном телефоны приемных. Но для них важнее ответить на вопросы на самой конференции, тем самым сузив круг индивидуальных обращений и дублирования вопросов в адрес ведомства.

Как формировался список тем для конференции "Гособоронзаказ-2018"?

Он формировался как результат общения со слушателями наших прошлых мероприятий и мониторинга законодательства. Я, как член экспертного совета по гособоронзаказу ФАС РФ, в любом случае отслеживаю эти изменения и понимаю, какие вопросы актуальны. Сейчас, например, все ждут новой системы ценообразования "5+1". Она достаточно революционна, и изменения предстоят большие.

Федеральная антимонопольная служба

Кто из спикеров конференции "Гособоронзаказ-2018" расскажет об этом?

Думаю, мало кто в стране разбирается в этом законопроекте лучше, чем директор Межведомственного аналитического центра и руководитель рабочей группы экспертного совета в сфере ГОЗ ФАС РФ "Методология ценообразования в сфере государственного оборонного заказа" Владимир Иванович Довгий. Он и его коллеги провели большую экспертную работу вместе с Минпромторгом и ФАС РФ, чтобы новая система ценообразования стала более совершенным законодательным инструментом, стимулирующим заинтересованность предприятий в переходе в переходе на более современные рыночные методы управления.
В частности, новая система ценообразования позволит пускать сэкономленные за счет снижения издержек средства, выделенные на ГОЗ, на модернизацию производства, в том числе в целях диверсификации.
Правильно ли я понимаю, что новая система ценообразования "5+1", которая придет на смену привычной промышленникам системе "20+1", описана в проекте Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"?

Да (ознакомиться с текстом проекта можно на сайте REGULATION.GOV.RU - ред.).

Как вы сами оцениваете эффективность изменений в законодательстве, которые мы видим в последние годы? Понятно, что крупные оборонные компании приспособятся к любому уровню зарегулированности. Но ведь это сильно бьет по малому и среднему бизнесам, которым приходится расширять штат сотрудников, чтобы работать с увеличившимся объемом документов.  

Регламентированность гособоронзаказа и жесткое законодательство в этой отрасли, на мой взгляд, абсолютно оправдано. Почему? Потому что работающие с военными предприятия, особенно если мы говорим о единственных поставщиках и головных исполнителях, находятся в очень выгодном положении по сравнению с теми компаниями, которые трудятся на коммерческом рынке. Они обеспечены авансированием, и зачастую длинными контрактами. Реализацию проектов оплачивает государство. У большинства из этих компаний нет конкурентов. Это привилегированное положение, за которое надо платить честным и ответственным подходом к работе. Поэтому зарегулированность, обеспечивающая прозрачность деятельности предприятия в глазах заказчика, здесь оправдана.

Вам не кажется, что это решение проблемы не с того конца? Если те же усилия направить на создание и стимулирование конкуренции на рынке вооружений, ценообразование формировалось бы естественным путем. Отрасль сама регулировала бы себя.

В некоторых случаях так и делается. Ведутся работы по созданию конкурентной среды в тех видах деятельности, где это возможно. Но такое возможно не везде. Понятно, что самолеты "Су" делает "Сухой" (ПАО "Компания "Сухой" - ред.), "МиГ" делает Микоян (АО "РСК "МиГ" - ред.) и никто больше "МиГ" не сделает. Есть и целый ряд других отраслей, где статус единственного поставщика оправдан. Говорить о том, что зарегламентированность для единственных поставщиков и головных исполнителей неправомерна со стороны государства, невозможно. Там, где есть конкурентная среда и где ее нужно развивать, этим занимается ФАС РФ.

Многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++ Су-35

В качестве одной из тем конференции заявлены "последствия при приеме на работу бывших чиновников". Кто выступит на эту тему?

Это прокурорская тема и это очень интересно. Приедут сотрудники "из полей", которые имеют опыт ведения дел оборонных предприятий. Для них важно объяснить промышленникам, что делать не нужно, на что требуется реагировать.

Но мы понимаем, что на рынке вооружений до сих пор распространены методы продвижения продукции через лоббизм, связи…
Проходит время "решальщиков". Еще не прошло, но совсем скоро закончится. Причем как на коммерческом и конкурентном рынке, так и на рынке госзаказа. Там действуют несколько иные правила, но доминирует закон о полезности и рациональности при выполнении задач. Нужно делать дело, выполнять поставленную правительством задачу, а этот вопрос нельзя закрыть "решальщиками". Выполняют задачи, решают проблемы, производят инновационную конкурентноспособную продукцию только профессионалы. Настает их время.
Сергей Сочеванов