Для исследований в Арктике построят ледостойкую плавучую платформу

Тема: Мирное

"Адмиралтейские верфи" построят специальное судно для исследований в глубокой Арктике – ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс". Как сообщает Коммерсант, реализация проекта в 2018-2020 годах включена в стапельное расписание предприятия.

На создание плавучей обсерватории для Росгидромета государство выделит 7 млрд рублей. Эксперты отмечают, что такая платформа необходима на фоне таяния льда в Арктике, из-за которого все сложнее найти достаточно стабильную льдину для организации долговременной дрейфующей станции.

Арктика

Дрейфующие станции "Северный полюс" используются для изучения морского льда, атмосферы и экологии Арктики, в том числе для обеспечения задач ВМФ, полетов авиации, выпуска прогнозов погоды и т.д. В Росгидромете "Коммерсанту" пояснили, что в связи с потеплением климата в Арктике сократилось число многолетних льдов толщиной 2-3 метра, увеличилась вероятность разлома льдин, пригодных для организации дрейфующих станций. Платформа должна решить эту проблему, поскольку сможет двигаться во льдах без привлечения ледокола, обладая автономностью по запасам топлива до 36 месяцев. Срок службы спецсудна определяют в 25 лет.

По мнению члена научного совета при Совете безопасности РФ, директора консультационного центра "Гекон" Михаила Григорьева, у "Адмиралтейских верфей" достаточно опыта для создания платформы с ледовым классом Arc8. Пока это судно не построят, работы в Арктике планируют вести по международному проекту Многопрофильной научной обсерватории по исследованию арктического климата с привлечением ученых из Германии, России и США. На 2019-2020 годы запланирован дрейф станции, созданной на базе немецкого научно-исследовательского судна ледового класса Arc8 "Поларштерн".

Руководитель группы полярной океанологии Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Сергей Писарев подтверждает, что найти льдину для многомесячных исследований в дрейфе все сложнее. С 1998 года реализовано пять зарубежных проектов с использованием судов, которые вмораживались в лед и служили базой при измерениях в дрейфе. Такая технология нивелирует риски потери оборудования из-за расколов льда.

Сама идея строительства ледостойкой самодвижущейся платформы в России обсуждается уже около восьми лет, уточняет Сергей Писарев. Это специализированное научно-исследовательское судно, которое схоже с самоходной баржей, по мореходным качествам оно уступает ледоколу, зато имеет экономичный двигатель, внутри установлены мощные лебедки для зондирований океана, обогреваемое отверстие в днище и др. Использование такой платформы эффективнее и экономичнее, чем вмороженного ледокола, уверен Сергей Писарев.

По его словам, сейчас в центральной Арктике активно устанавливают роботизированные исследовательские буи. Если Россия хочет сохранить позиции в регионе и развивать перевозки по Северному морскому пути, нужно иметь хотя бы одну обитаемую дрейфующую наблюдательную платформу и несколько групп автономных роботизированных дрейфующих измерителей в ее окрестностях.