100+ важных военных новинок и событий на МАКС-2017

Эксперты сравнили системы жизнеобеспечения самолетов США и России

Тема: Авиация

В апреле более 100 пилотов ВМС США отказались летать на учебно-тренировочных самолетах Т-45 из-за сбоя в системе подачи кислорода. За март 2017 года зафиксировано свыше десяти случаев гипоксии (кислородного голодания). Ранее подобные ситуации происходили и на самолетах пятого поколения F-22 Raptor. Эксперты рассказали, почему российские пилоты избавлены от проблем с системами жизнеобеспечения.

Кислород для пилотов самолетов вырабатывает бортовая кислородсодержащая установка (БКДУ). Она продуцирует кислород из сжатого воздуха, забираемого с компрессора двигателя самолета. При недостатке кислорода пилот испытывает кислородное голодание. Одно из последствий этого - гистотоксическая гипоксия, которая выражается в потере ориентации в пространстве, вызывает головокружения и даже потерю сознания.

Комплект кислородного оборудования

Основной производитель БКДУ для российских самолетов - Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина. Заместитель главного конструктора предприятия Николай Дергунов рассказал Военное.РФ, что любой комплект снаряжения до момента передачи его на госиспытания проходит тщательную проверку на всех испытательных стендах, включая барокамеру. Он отметил, что тестирование проводят на добровольцах-испытателях, в США же с этим дела обстоят намного мягче.

Проблемами самочувствия летчиков в России занимается Научно-исследовательский испытательный центр авиационно-космической медицины и военной эргономики Центрального НИИ ВВС Министерства обороны РФ.

"БКДУ тесно связана с системой кондиционирования воздуха и регулировкой давления в кабине самолета. В США не смогли полноценно решить проблему регулировки давления. Например, на самолетах пятого поколения F-22 Raptor предельную высоту полета ограничили в 7 км", - поделился профессор центра Михаил Дворников. Он добавил, что с российскими системами жизнеобеспечения таких проблем не возникало. Во многом это связано с более высокими требованиями по испытаниям и качеству оборудования. Дворников отметил, что "применяемые сегодня системы - стабильнее и надежнее, переход же на авионику (электрифицированное оборудование – ред.) повышает степень риска из-за технического усложнения конструкции".

Его слова подтвердил заслуженный военный летчик России, генерал-майор авиации Александр Ахлюстин. Он объяснил, что "российские системы подачи кислорода сделаны достаточно просто, и поэтому отличаются высокой надежностью. В США же создают новые "перемудренные" системы с целью распила военного бюджета".

"Они до сих пор не могут качественно отрегулировать систему жизнеобеспечения. Это связано с технической непроработанностью самого устройства", - прокомментировал инженер авиакосмической отрасли МКБ "Компас" Михаил Пестраков. Он подчеркнул, что в России на серийно поставляемых самолетах подобных случаев не наблюдалось.

Апрельский случай - не первый в череде сбоев систем подачи кислорода в американской авиации. В феврале 2017 года в СМИ появилась информация, согласно которой почти две трети палубных истребителей F/A-18 Hornet и Super Hornet ВМС США не могут летать. Эксперты считают, что связано с неисправностями бортовой системы генерации кислорода OBOGS, разработанной компанией Honeywell. Многие зарубежные самолеты, такие как F-22, F-35, B-1B, B-2B, Eurofighter, Gripen также оснащаются этой системой.

С 2011 по 2012 года 25 американских летчиков сообщали о головокружении и дезориентации во время полетов на F-22. В частности в результате технических неисправностей системы подачи кислорода ВВС США потеряли три самолета, в результате чего погибли два военных летчика.