Итоги года для ВПК Украины: ТОП-10 новинок

Тема: ВПК, Иностранные, Статьи

В последние годы в России устоялось скептическое отношение к любым оборонным начинаниям, которые рождаются по ту сторону российско-украинской границы. Тем не менее, со времени начала конфликта на юго-востоке Украины военно-промышленный комплекс (ВПК) соседнего государства получил импульс к развитию, в том числе финансовый, а новые образцы вооружений уже засветились на международных выставках. Военное.РФ представляет объективный список новинок украинской промышленности, которые могут оказаться вполне конкурентноспособны как на внутреннем, так и на экспортном рынке.

БТР "Отаман"

Прототип нового бронетранспортера для украинской армии представили осенью на выставке "Оружие Украины" в Киеве. Его разработкой занималось научно-производственное объединение "Практика" (которое создало и бронеавтомобиль "Козак", также вошедший в этот список).

БТР "Отаман"

"Отаман" - это бронированная шестиколесная платформа с полным приводом. БТР можно адаптировать под разные задачи. На презентации была представлена боевая машина огневой поддержки. Шасси оснастили башней со 122-мм пушкой от гусеничной советской самоходной артиллерийской установки "Гвоздика".

Представители НПО "Практика" утверждают, что в разработке бронетранспортера участвовали специалисты Вооруженных сил Украины. Военное ведомство заинтересовано в создании бронированной платформы для нужд морской пехоты и других военизированных подразделений, которым приходится преодолевать водные преграды.

Известно, что "Отаман" получил шестиступенчатую автоматическую коробку передач. Немецкий двигатель объемом 7,2 литра выдает мощность 320 лошадиных сил. Экипаж - 3 человека, десант - 7 бойцов.

Броня обеспечивает уровень защиты по натовскому стандарту STANAG на четвертом уровне. Это означает, что корпус БТР останавливает пули Б-32 патрона 14,5 мм x 114 на дистанции 200 метров при скорости встречи 911 м/с и осколки при подрыве 155-мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 25 метров. Также "Отаман" должен выдержать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда до 10 кг взрывчатого вещества.

Бронеавтомобиль "Козак-2"

Еще одна разработка НПО "Практика". Здесь киевские инженеры взяли за основу шасси грузовика Eurocargo производства компании Iveco. Демонстрационный образец бронемашины "Козак-1" впервые представили еще в ноябре 2014 года. В соответствии с пожеланиями военных в проект вносились изменения и в итоге на свет появился "Козак-2". Весной этого года бронемашина прошла практические испытания по противоминной стойкости, выдержав подрыв заряды массой 6 кг тротила, а также обстрел из 5,45-мм автомата Калашникова, 7,62-мм снайперской винтовки СВД и пулемёта ПКМ.

Бронеавтомобиль "Козак-2"

В 2016 году "Козак-2" включен в каталог продукции государственного концерна "Укроборонпром" в качестве образца бронетехники, которая может быть изготовлена и поставлена на экспорт.

Турбодизельный двигатель с объемом 5,9 л выдает мощность 279 лошадиных сил. Трансмиссия - механическая. Корпус сварной, изготовлен из стальных броневых листов. Стекла - пуленепробиваемые, с противоосколочным слоем. Лобовое стекло и передние боковые обеспечены электроподогревом.

Бронемашина оснащена фильтровентиляционной установкой турецкого производства и украинской радиостанцией (производства тернопольского радиозавода "Орион").

На "Козак-2" устанавливают стрелковое вооружение, крепление для которого предусмотрено в поворотном люке на крыше:
- 7,62-мм пулемёт ПКМС с боекомплектом 2500 патронов;
- 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (НСВТ или КТ-12.7) с боекомплектом 450 или 500 патронов;
- 30-мм автоматический гранатомет (АГС-17 или КБА-117) с боекомплектом 100 выстрелов;
- 40-мм автоматический гранатомет УАГ-40 с боекомплектом 87 выстрелов.

Также предусмотрена возможность установки на крышу бронемашины боевого модуля с дистанционно управляемым вооружением, оператор которого находится в салоне.

Беспилотный бронеавтомобиль "КрАЗ"

Первый украинский беспилотный бронеавтомобиль на базе "КрАЗ Спартан" уже прошел испытания и готов к постановке на вооружение.

Беспилотный бронеавтомобиль "КрАЗ" на базе модели "Спартан"

Новаторский проект удалось реализовать благодаря тесному содружеству единственного украинского производителя грузовой техники ПАО "АвтоКрАЗ" и Запорожской инжиниринговой компании "Інфоком Лтд".

Автопилот Pilotdrive, установленный на бронеавтомобиле, оснащен комплексом специальных датчиков, позволяющих автомобилю легко ориентироваться в пути. В их числе тепловизор с системой автоматического целеуказания и захвата, видеокамера с круговым обзором, передний и задний радары для обнаружения препятствий, дальномер, емкостной датчик присутствия человека в радиусе 18 метров. Благодаря автопилоту, машина определяет ширину дороги, а также находящиеся вокруг препятствия. Система анализа и принятия решений срабатывает за доли секунды.

Также беспилотным броневиком можно управлять с помощью планшета, "умной перчатки" или операторской станции, сообщает пресс-служба ПАО "АвтоКрАЗ".

Связь с автомобилем идет по цифровым радиоканалам передачи данных WiFi/Wimax в радиусе от 10 до 50 км. Дополнительно беспилотник оснащен программно-аппаратным комплексом SmartDrive и режимом обучения в реальном времени Teach-inDrive.

Основная задача беспилотной бронемашины - помощь военным в зоне боевых действий для минимизации рисков и сохранения жизни личного состава при выполнении различных тактических задач. "Спартаны" на автопилоте справятся с перевозкой боеприпасов, продовольствия, топлива, медикаментов в зону боевых действий и с эвакуацией раненных.

БПЛА "Горлица"

В августе этого года "Укроборонпром" представил аэродинамически подобную летающую модель своего нового детища - многофункционального беспилотного авиационного комплекса "Горлица".

БПЛА "Горлица"

Проект беспилотника "Горлица" разрабатывает ГП "Антонов" в кооперации с ведущими предприятиями Украины. Это будет первый украинский тактический беспилотный комплекс, который, в том числе, сможет нести средства поражения.

Создатели закладывают практическую дальность полета более 1000 километров. Продолжительность воздушной разведки составит около 7 часов с высоты 1,8-2,4 км. Максимальная скорость аппарата - 230 км/ч, а крейсерская - 150-180 км/ч.

Боевой модуль "Дуплет"

В этом году украинская оборонная промышленность презентовала на профильной выставке в Иордании новый боевой модуль "Дуплет". Отдельные военные эксперты подметили, что создатели, вероятно, ориентировались на боевой модуль, установленный на российских боевых машинах поддержки танков "Терминатор".

Боевой модуль "Дуплет"

Итак, "Дуплет" вооружен двумя 30-мм пушками ЗТМ-2 с циклической скорострельностью 330-550 выстр/мин, двумя пулеметами КТ калибра 7,62 мм, 30-мм гранатометом (АГС) и двумя спаренными противотанковыми ракетными комплексами "Барьер" с дальностью поражения целей до 5 км.

Создатели "Дуплета" рассказывают о полностью компьютеризированной системе управления огнем. Кроме того, предполагается использование тепловизора, лазерного дальномера и лазерного канала наведения ракет. Система обнаруживает цели на расстоянии до 8 км днем и до 4 км ночью, хотя эти показатели предполагается улучшить до 10 км и 8 км соответственно.

Помимо всего выше перечисленного, боевой модуль можно будет использовать не только для поражения живой силы, техники и укрепрайонов, но и для ведения огня по вертолетам и БПЛА с максимальной дальностью до цели 2 км.

Впрочем, на выставке в Иордании "Укроборонпром" смог продемонстрировать только макет "Дуплета". Когда будет готов боевой образец - неизвестно.

Боевой модуль "Тайпан"

В отличии от "Дуплета", боевой модуль "Тайпан" выглядит весьма оригинально. У него довольно крупный корпус со сложной геометрией. Угловатая форма, вероятно, призвана повысить уровень защиты.

Боевой модуль "Тайпан"

Создатели "Тайпана" особое внимание уделили системе наведения, которая выполнена с использованием вентильных электродвигателей и безлюфтовых планетарных редукторов. Разработчики утверждают, что эти меры обеспечивают точное наведение вооружения на цель при высоких и сверхмалых скоростях перемещения.

В качестве штатного вооружения используется авиационная двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л, созданная еще в 1950-х годах. Пушка использует выстрел 23х115 мм со снарядами различного назначения. У нее весьма впечатляющая скорострельность - 3000 выстр/мин. Такие показатели необходимы авиационным системам, но насколько это оправдано применительно к сухопутному оружию, остается большим вопросом, ведь резко возрастает расход боеприпасов. Впрочем, конструкторы обещают, что "Тайпан" можно будет оснащать вместо ГШ-23Л пулеметами калибра 7,62 или 12,7 мм, а также 30-мм автоматическим гранатометом.

Непосредственно над орудием размещается оптико-электронное оборудование, необходимое для поиска целей и наведения. Имеются видеокамера и тепловизор, а также лазерный дальномер, данные с которых выводятся на пульт управления оператора.

Система управления огнем удерживает вооружение в заданном положении, независимо от изменения положения корпуса боевого автомобиля во время движения, осуществляет автоматическое сопровождение цели. Модуль может использовать как на мобильных платформах, так и стационарно - например, на блокпостах.

Оперативно-тактический ракетный комплекс "Гром-2"

В конце лета конструкторского бюро "Южное" объявило, что начинает сборку первого образца нового оперативно-тактического ракетного комплекса "Гром-2". Параллельно Павлоградский химический завод должен провести испытания маршевого двигателя будущей ракеты.

Внешний облик оперативно-тактического ракетного комплекса "Гром-2"

Ускорение проекту придали финансовые вливания из Саудовской Аравии в размере 40 млн долларов. Собственное, армия ближневосточного государства, по всей видимости, станет первым иностранным заказчиком нового ракетного комплекса.

В КБ "Южном" утверждают, что "Гром-2" будет полностью состоять из украинских комплектующих, а в кооперации по его созданию участвуют 50 предприятий.

Разработчики заявляют, что "Гром-2" сможет уничтожить противника на площади до 10 тысяч кв. метров при использовании кассетного заряда или на участке 2-3 га при использовании обычного осколочно-фугасного заряда. При этом аэробаллистические ракеты смогут менять траекторию на любом участке полета.

Минимальная дальность стрельбы нового комплекса составит 50 км, а максимальная – 350 км (280 км - в экспортной версии). Но создатели "Грома-2" всячески намекают, что в случае необходимости ничто им не помешает довести дальность поражения до 500 км.

В общем, совершенно очевидно, что на Украине намерены создать собственный аналог знаменитых установок "Искандер".

О сроках начала испытаний и планах по принятию "Грома-2" на вооружение украинской армии пока ничего не известно.

Бронированный вездеход "Халк"

Новый тяжелый бронированный вездеход Кременчугский автозавод презентовал в октябре. "Халк" разработан на базе вездехода "КрАЗ-5233". Полная масса машины снижена до 16 тонн. Также уменьшена ее высота. Кроме того, у него нехарактерная для бронетехники данного типа колесная формула 4х4.

Бронированный вездеход "Халк"

V-образная конструкция днища, по замыслу разработчиков, должна рассеивать силу удара, если машина подорвется. Броня корпуса должна отражать пули, выпущенные под любым углом к ее поверхности.

Противоминная защита по стандарту STANAG 4569 соответствует уровню 2. Этого достаточно, чтобы защитить экипаж и пассажиров при подрыве взрывного устройства массой до 6 кг в тротиловом эквиваленте под любым из колес или днищем машины. Все окна - из многослойного пуленепробиваемого стекла.

"Халк" оснащен дизельным двигателем с турбонаддувом мощность в 310 лошадиных сил. Он позволяет развить скорость до 90 км/час. Трансмиссия - механическая, девятиступенчатая.

Экипаж - 2 человека, десант - 10 человек.

"Халк" предназначен для оперативной доставки личного состава воинских подразделений по всем видам дорог и бездорожью, их огневой поддержки, а также транспортировки грузов и оборудования различного назначения.

Бронемашина "Барс-8"

Корпорация "Богдан Моторс", связанная с президентом Украины Петром Порошенко, в мае этого года презентовала многоцелевой бронеавтомобиль "Барс-8", который успешно прошел испытания в Вооруженных силах.

Бронеавтомобиль "Барс-8"

"Барс-8" заявлен как машина повышенной проходимости и устойчивости. Грузоподъемность достигает 2 тонн. Колесная формула 4х4, усиленная подвеска и мосты, турбодизельный двигатель объемом 6,7 литра выдает мощность 385 лошадиных сил. Максимальная скорость - 110 км/час, а запас хода - 800 километров.

Противоминная и баллистическая защита по стандарту STANAG 4569 соответствует уровню 2. Разработчики предусмотрели установку стрелкового оружия калибром 7,62 мм и 12,7 мм, а также современных боевых модулей.

По пересеченной местности и бездорожью "Барс-8" может перевозить до 10 человек.

Специалисты считают, что "Барс-8" станет прямым конкурентом бронеавтомобилю "КрАЗ Спартан".

Беспилотный мини-БТР "Фантом"

Мини-бронетранспортер имеет запас хода до 20 километров. Оператор сможет управлять им либо по защищенным радиоканалам, либо по оптоволоконному кабелю, что, правда, сразу же ограничит радиус его применения до 5 километров. Максимальная скорость - 38 км/ч.

Мини-БТР "Фантом"

Дневной и ночной комплексы прицеливания обеспечивают ведение огня в любое время суток на расстоянии более 1 километра. В перспективе, разработчики готовы оснастить высокоточным "Фантом" противотанковым ракетным вооружением.

"Фантом" сможет доставлять боекомплекты и грузы через зоны, которые находятся под угрозой обстрела противника или в зоне риска заминирования, безопасно и быстро эвакуировать раненых с поля боя.