Интервью с летчиком-испытателем: "Як-152 научит курсантов летать вслепую"

Тема: Авиация, Статьи

В конце сентября с аэродрома "Иркутского авиационного завода" впервые поднялся в воздух опытный образец Як-152. Летчик-испытатель 1-го класса Василий Севастьянов, который управлял новой крылатой машиной, рассказал Военное.РФ о возможности проведения тренировок в "слепом" режиме, комплексе, объединяющем самолеты Як-152 и Як-130, а также своих впечатлениях о первом полете.

Василий Николаевич, как прошел первый полет на Як-152?

Полет на Як-152 прошел без замечаний, все системы работали в штатном режиме. Нареканий на работу техники нет. Вся запланированная программа выполнена полностью.

Учебно-тренировочный самолет Як-152

Каких специалистов будут готовить на данном самолете?

Самых различных. Изначально создавали Як-152 как поршневой учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки. Освоив азы на Як-152, молодые пилоты, как правило, будут переходить к освоению других типов самолетов.

Самолет Як-152 обеспечит профессиональный отбор, обучение и подготовку широкого круга пилотов в государственных (например, ДОСААФ) и негосударственных учебных центрах. Кроме того, благодаря высоким летно-техническим характеристикам самолет Як-152 может использоваться для подготовки летчиков-спортсменов.

Насколько Як-152 отличается в управлении от отечественных предшественников (Як-52,54) и зарубежных аналогов?

Говорить о каких-либо принципиальных отличиях в управлении Як-152 и упомянутыми самолетами не приходится. Как и все учебные машины, они достаточно просты и надежны в управлении.
Вместе с тем, Як-152 – это современная учебная машина, при создании которой использованы новые технологии, оборудование. Так, бортовое радиоэлектронное оборудование самолета Як-152 обеспечивает выполнение полетов ночью, а также учебного "слепого" полета, для чего предусмотрена шторка, закрывающая кабину курсанта. Это выгодно отличает самолет Як-152 от многих аналогов.
В целом, в самолет закладывались более высокие возможности, чем у большинства машин первоначального обучения, которые присутствуют на рынке. Уверен, что в ходе испытаний мы сумеем их подтвердить.

Насколько, по Вашему мнению, важны такие самолеты как промежуточный этап перед обучением пилотированию реактивных самолетов?

Як-152, как уже было отмечено, - это учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки, настоящая "учебная парта". Это – мировая практика, когда молодые летчики делают "первые шаги" в небо на простых в управлении и надежных учебных самолетах. Это касается и подготовки пилотов реактивной авиации.

Очевидно, что одним из заказчиков самолетов Як-152 могут быть учебные заведения Минобороны России. Для подготовки пилотов реактивных самолетов, прежде всего, истребителей, в ВКС РФ имеются Як-130, реактивные учебно-боевые самолеты для основной и повышенной подготовки. Они созданы также в ОКБ им. А.С. Яковлева, выпускаются Иркутским авиационным заводом. Оба предприятия входят в состав корпорации "Иркут".
Корпорация создала и предлагает потенциальным заказчикам единый учебно-тренировочный комплекс, включающий самолеты Як-152 и Як-130 в сочетании с учебными классами, тренажерами и единой системой объективного контроля. Такой подход позволяет с помощью авиатехники, выпускаемой одним производителем, обеспечить все этапы подготовки от теоретического обучения и первых полетов до воздушного боя и применения высокоточного вооружения.

При этом высокое качество подготовки сочетается с минимизацией затрат на обучение. На каждом последующем этапе подготовки сохраняются и развиваются базовые знания, умения и навыки, необходимые военным пилотам. Это, в частности, обеспечено едиными подходами к формированию информационно-управляющего поля кабины и алгоритмов работы пилотов самолетов Як-152 и Як-130.
Как видите, Як-152 может стать важным звеном в системе подготовке молодых летчиков и реактивной авиации.

Ранее о необходимости таких самолетов, как Як-152, для начальной подготовки пилотов высказался заслуженный военный летчик России, генерал-майор авиации Александр Ахлюстин. Cобеседник Военное.РФ отметил возможный недостаток новой крылатой машины: место второго пилота - инструктора недостаточно приподнято, необходим больший обзор для предотвращения возможных проблем. Тем не менее, по мнению обоих специалистов, этот тип крылатой машины хорошо подходит для начального обучения будущих пилотов ВКС и летчиков-спортсменов.