Подводя черту: чем нам запомнится 2016 год?

Тема: ВМФ, Авиация, Сухопутные, ВПК, Статьи

Високосный 2016 год выдался насколько насыщенным для военной отрасли, настолько же и непростым. Две основные темы, которые все время оставались под пристальным внимание: события в Сирии и перевооружение армии и флота. Причем зачастую эти сюжеты были тесно взаимосвязаны. С одной стороны, по итогам года многое можно занести в актив. Но и потерь, увы, случилось немало. Даже слишком.

Военно-воздушные силы и ПВО

Как заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, в этом году ВКС получили 139 новых самолетов и вертолетов, включая многоцелевые истребители Су-30СМ, МиГ-29СМТ, Су-35С и фронтовые бомбардировщики Су-34. Также в части ПВО направлены четыре полковых комплекса зенитно-ракетных систем С-400 "Триумф", 25 боевых машин зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С" и 74 радиолокационные станции. Примерно такое пополнение, кстати, и планировалось в начале года.

1 / 6

Главные успехи военной авиации произошли в Сирии, которая, будем откровенны, стала своеобразным полигоном, где российская армия отрабатывает новые виды вооружений и совершенствует навыки ведения боевых действий.
В декабре замдиректора Департамента новых вызовов и угроз МИД РФ Дмитрий Феоктистов озвучил официальные цифры: "С начала контртеррористической операции на территории Сирии российскими ВКС совершено около 10 тысяч вылетов, в ходе которых уничтожено свыше 14 тысяч объектов террористов, включая более 200 комплексов по производству, переработке и перекачке нефтепродуктов и 3 тысячи бензовозов, а также около 35 тысяч "джихадистов", в том числе 2,7 тысячи из России и стран СНГ, включая 17 полевых командиров".
Например, боевое крещение в Сирии проходят новейшие самолеты Су-35С. Это многоцелевые сверхзвуковые сверхманевренные истребители поколения "4++". Они вооружены управляемыми ракетами типа "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.

Около десяти раз за этот год в ударах по сирийским боевикам участвовали дальние бомбардировщики Ту-22М3 и стратегические ракетоносцы Ту-160.

1 / 2

Но в Сирии ВКС потеряли и три вертолета.

Первый раз это произошло, по всей видимости, без боя. В апреле вертолет Ми-28Н совершал ночной полет над малоориентирной местностью. Он мог столкнуться с каким-либо препятствием. По крайней мере, министерство обороны отрицает факт возможного огневого воздействия на вертолет. Погибли командир экипажа Андрей Окладников и штурман Виктор Панков.

8 июля вертолет Ми-35, пилотируемый полковником Ряфагатем Хабибуллиным и лейтенантом Евгением Долгиным, был сбит огнем с земли при сдерживании наступления террористов. Такова официальная версия. Эксперты и аналитические агентства в качестве возможных версий также называют подрыв собственного боеприпаса вертолета и случайное попадание со второй боевой машины, двигавшейся в том же направлении.

1 августа крушение потерпел Ми-8. На месте погибли три члена экипажа и два офицера российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии. Вертолет сбили во время возвращения на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарного груза в Алеппо.

Место гибели российского военно-транспортного вертолета Ми-8 в провинции Идлиб. 01-08-2016

Увы, но этим потери авиации Минобороны в этом году не исчерпываются. 9 июня в Подмосковье разбился на Су-27 один из членов пилотажной группы "Русские Витязи" - майор Сергей Еременко. А последняя неделя года омрачена трагедией в окрестностях Сочи: Ту-154 рухнул в море практически сразу после вылета из Адлера. На борту находились восемь членов экипажа и 84 пассажира, включая ансамбль имени Александрова, журналистов и главу фонда "Справедливая Помощь" Елизавета Глинка (Доктор Лиза), которые направлялись на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии. Все они погибли. Расследование обстоятельств катастрофы продолжается, полеты Ту-154 Минобороны приостановлены.

Сухопутные силы

В этом году в Сухопутных войсках сформированы девять соединений, в том числе четыре мотострелковые и одна танковая дивизии.

В частности, в Ростовской области сформирована 150-я мотострелковая дивизия, на вооружении которой поступают модернизированные танки Т-72Б3, боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-82А, самоходные гаубицы "Коалиция-СВ", зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С".

Военная техника

Легендарная 90-я гвардейская Витебско-Новгородская дважды Краснознаменная танковая дивизия возрождена в Чебаркуле (Челябинская область). На ее вооружении состоят танки Т-72Б3, бронетранспортеры БТР-82А, боевые машины пехоты БМП-2, новые модели автомобильной техники.

В Воздушно-десантных войсках сформированы три разведывательных батальона и шесть танковых рот, по две роты радиоэлектронной борьбы и БПЛА. Вообще в этом году военные получили 105 комплексов, включающих 260 беспилотников.

Как говорят в Минобороны, сформировано 36 воинских частей и подразделений беспилотной авиации. Всего на вооружении находятся более 600 комплексов с двумя тысячами беспилотных летательных аппаратов. Для сравнения, в 2011 году в Вооруженных силах было только 180 устаревших систем.

Интенсивность полетов беспилотной авиации по сравнению с прошлым годом возросла в полтора раза.

Военное.РФ удалось выяснить, что ситуация с беспилотниками действительно меняется к лучшему, ведь еще пять лет назад бойцы подразделений БПЛА жаловались, что за время службы ни разу не видели собственно летательных аппаратов, а большую часть времени проводили за наведением чистоты на плацу.

Оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер-М" на полигоне

Ну, а самым резонансным событием для Сухопутных войск стала переброска в октябре в Калининградскую область оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М". Эти действия заставили нервничать военных НАТО. Что неудивительно, ведь дальность поражения "Искандеров" - 500 километров. Аэробаллистические ракеты комплекса управляются на всем протяжении полета, что делает их траекторию непредсказуемой и затрудняет перехват средствами ПРО. Также "Искандер-М" может применять высокоточные крылатые ракеты.

Военно-морской флот

"Адмирал Григорович"

Начнем с положительных моментов. В этом году Военно-Морской Флот России получил долгожданные корабли. В частности, речь идет о головном фрегате проекта 11356 "Адмирал Григорович". Андреевский флаг на корабле подняли в марте, и 9 июня он прибыл к месту несения службы на Черноморском флоте. После этого фрегат совершил несколько выходов в море, а осенью присоединился к постоянной оперативной группе ВМФ России в Средиземном море и 15 ноября нанес удар крылатыми ракетами "Калибр" по объектам террористов в Сирии.
К числу успехов флота можно было бы отнести и начало службы второго фрегата проекта 11356 - "Адмирал Эссен". Однако в октябре, перед самым переходом из Балтийска в Севастополь, корабль постигла неудача: при обстоятельствах, весьма сомнительных для чести мундира старших офицеров, находившихся на борту, фрегат повредил винты и гребной вал. В итоге: возвращение в сухой док, замена винтов, ремонт вала... В общем, теперь "Адмирал Эссен" окажется в Севастополе только в 2017 году.
Также в этом году завершилась большая программа по строительству шести дизель-электрических подлодок проекта 636.3 "Варшавянка" для Черноморского флота. Осенью состав флота пополнили субмарины "Великий Новгород" и "Колпино". Теперь "Адмиралтейские верфи" построят аналогичную серию для Тихоокеанского флота, правда первую подлодку заложат только осенью 2017 года.

1 / 3

В декабре Балтийский флот получил головной тральщик проекта 12700 "Александр Обухов". Передача уникального корабля, корпус которого произведен из композитных материалов, неоднократно откладывалась из-за международных санкций, поскольку проект предполагал использование иностранного противоминного оборудования.

Кроме того, под конец года в состав ВМФ вернулись крейсер "Маршал Устинов", а также подлодки "Подмосковье" и "Комсомольск-на-Амуре". Все три корабля прошли ремонт и модернизацию, которые затянулись не на один год.

В то же время несколько новых кораблей для ВМФ строятся на российских верфях с задержками. Так, в ноябре этого года "Северная верфь" должна была передать флоту головной фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков", но новые сроки передачи корабля сдвинуты на начало следующего года. Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" в 2016 году обещал сдать новый большой десантный корабль "Иван Грен", заложенный в 2004 году. Также "Янтарь" собирался до конца года передать ВМФ третий фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров", но пока дата подъема Андреевского флага на борту корабля не анонсируется. На Амурском судостроительном заводе на протяжении десяти лет достраивают корвет проекта 20380 "Совершенный", который тоже обещали сдать в этом году.

1 / 4

Пожалуй, самым тяжелым потрясением для флота в 2016 году стало отстранение от служебных обязанностей командующего Балтийским флотом Виктора Кравчука и начальника штаба Сергея Попова - "за серьезные упущения в организации боевой подготовки, повседневной деятельности войск, непринятие всех необходимых мер по улучшению условий размещения личного состава, отсутствие заботы о подчиненных, а также искажения в докладах реального состояния дел". Претензии и вопросы к командованию Балтфлота возникали и раньше, однако радикальные кадровые решения, принятые руководством Минобороны, шокировали многих: как выяснили СМИ, своих должностей лишились не только Кравчук и Попов, но и еще 50 адмиралов и капитанов I ранга. Подобных кадровых зачисток ВМФ не знал даже в советские годы.

После этого командующим Балтийским флотом стал вице-адмирал Александр Носатов, а вице-адмирал Игорь Мухаметшин возглавил штаб. Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу поручил им до конца года исправить ситуацию и навести порядок на Балтфлоте. Судя по тому, что год подошел к концу, а Носатов и Мухаметшин по-прежнему остаются на местах, можно сделать вывод, что в военном ведомстве по крайней мере удовлетворены их работой.
В конце ноября Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев подвел предварительные итоги 2016 года. В частности, он рассказал, что корабли флота совершили более 60 боевых служб в различных районах Мирового океана, из них около 20 - в составе отрядов боевых кораблей. "Всего же в дальних походах с решением учебно-боевых задач в морской и океанской зонах приняли участие около 90 кораблей и судов ВМФ России. Общая продолжительность боевой службы сил ВМФ в море составила около 10 тысяч суток", - доложил Владимир Королев.
Самым заметным во всех смыслах стал поход в Средиземное море боевого отряда Северного флота с участием тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Готовились к этому походу основательно: корабль прошел ремонт, авиакрыло обновилось с приходом истребителей МиГ-29К/КУБ, пилоты которых до этого тренировались в Крыму на наземном испытательном комплексе "Нитка". Поход начался 15 октября. "Адмирала Кузнецова" сопровождали тяжелый атомный крейсер "Петр Великий" и большие противолодочные корабли "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск".

Тренировки авиакрыла крейсера "Адмирал Кузнецов" в водах Атлантики

По пути отряда в Средиземное море за его передвижениями внимательно следили отечественные и иностранные СМИ, а также военные НАТО. Многие тогда потешались по поводу тянущегося за "Адмиралом Кузнецовым" густого черного дыма, который отравлял европейскую атмосферу. Шутки шутками, но если на полном ходу корабль чадит, это значит, что с двигателем все не очень хорошо. Еще более острые проблемы вскрылись уже после прибытия в Средиземное море и начала вылетов самолетов авианосной группы.

13 ноября в воду упал МиГ-29К. Пилот, к частью, успел катапультироваться и не пострадал. По официальной информации, к аварии привела техническая неисправность, летчик пытался вернуться на борт крейсера, но не дотянул. Впрочем, есть и другая версия: истребитель кружил в небе, ожидая пока технический персонал на палубе восстановит оборванный трос аэрофинишера, однако топливо закончилось раньше и боевая машина рухнула в море.

А 3 декабря - очередное ЧП: истребитель Су-33 при посадке оборвал трос аэрофинишера, возможности для ухода на второй круг не оставалось и самолет выкатился с палубы и утонул. Пилот катапультировался и не пострадал.

После этого инцидента полеты авиации "Адмирала Кузнецова" прекратились, а представители Минобороны предпочитают лишний раз не вспоминать, что формально поход тяжелого авианесущего крейсера все еще продолжается. После возвращения в Североморск в феврале 2017 года "Адмирал Кузнецов" встанет на большой ремонт и модернизацию, которые займут, вероятно, не менее двух лет. Как показал поход в Средиземное море, улучшать на борту крейсера нужно много чего.

Когда готовился этот материал, пришла, пожалуй, главная новость этого года: президент РФ Владимир Путин объявил, что достигнуто соглашение о прекращении огня в Сирии и начале переговорного процесса между официальным Дамаском и вооруженной оппозицией. Как метко выразился российский лидер, это очень хрупкое перемирие. Хотелось бы, чтобы все стороны позаботились о его сохранении.