Вторая жизнь советского оружия?

Тема: ВПК, Статьи

После "случайной" демонстрации системы "Статус-6" - реинкарнации советской термоядерной торпеды Т-14, Военное.РФ решило рассказать о других незавершенных проектах оружия СССР, некоторые из которых даже в современности выглядят футуристически.

В среду, 11 ноября, в рамках репортажа с заседания президента РФ Владимира Путина по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса российские телеканалы случайно показали в трансляции слайд из презентации нового российского ядерного оружия - океанской многоцелевой системы "Статус-6".

Океанская многоцелевая система "Статус-6"

Попало в кадр и назначение новейшего вооружения: "Поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени".

Позже различные эксперты и блогеры назвали носителем нового оружия атомную подводную лодку специального назначения "Хабаровск" проекта 09851. Ими также высказывались предположения, что данное вооружение является продолжением советского проекта 24-метровой торпеды Т-15, способной нести ядерный заряд мощностью в 100 мегатонн. То есть, торпеда должна была быть в два раза сильнее самой мощной существующей бомбы АН602 (так называемой "Царь-бомбы").

Данная торпеда была далеко не единственной уникальной советской разработкой.

Подводный десант


В 1967 году ЦКБ "Волна" начало проектирование атомной подводной лодки, способной скрытно доставлять десант численностью до 800 человек, тяжелую военную технику (до 20 плавающих танков или БТР) или оружие и прочие грузы. Десант должен был выгружаться через две носовые аппарели. Кроме этого, разработчики сделали лодку способной устанавливать минные заграждения в удаленных районах. Работы шли под названием "Проект 717".

1 / 2

Примечательно, что субмарина должна была обладать двумя гребными винтами. Ее вооружение в проекте состояло из 252 мин заграждения, 18 торпед 533-мм и двух 30-мм артиллерийских установок, которые могли убираться в контейнеры при нахождении лодки в подводном положении. Планировалось, что длина подлодки будет 190 метров, ширина - 23 метра, глубина погружения - 300 метров, скорость - 18 узлов, экипаж - 111 человек.

Строить такую субмарину без сокращения серии "классических" подводных лодок у Советского Союза возможности не оказалось, поэтому в начале 1970-х годов разработка проекта была прекращена.

Убийца авианосцев


В настоящее время это словосочетание чаще всего упоминается вместе с крейсерами проекта 1164 "Атлант". В СССР же американские авианосцы представлялись существенной угрозой для безопасности страны и советские лидеры искали новые эффективные средства борьбы с "королями океана". Одним из козырей Союза должен был стать новый сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец.

Бомбардировщик-ракетоносец Т-4

В конкурсе на разработку такого самолета приняли участие три советских конструкторских бюро - КБ Сухого, ОКБ Туполева и КБ Яковлева. Победить, однако, суждено было первой организации с проектом сверхзвукового ракетоносца Т-4. Разработчики предполагали, что самолет сможет достигать скорости 3000-3200 км\ч, совершая полет на высоте до 24 километров. А вооружение Т-4 должно было состоять из управляемых крылатых ракет Х-45.

Первоначально Минобороны было довольно самолетом и даже заказало серию из 250 машин, но уже через короткое время проект был закрыт, чтобы сконцентрировать финансовые и трудовые ресурсы страны на разработке стратегического ракетоносца Ту-160.

Взлетная полоса размером в океан


В 50-х советские лидеры опасались, что противник сможет уничтожить все аэродромы авиационных корпусов дальнего действия. Чтобы исключить потерю сразу всей дальней авиации, в СССР решили разработать сверхзвуковой гидросамолет. Данные боевые машины планировалось рассредоточить в морях и океанах, существенно затруднив их поиск, а уничтожение сразу всего состава таких самолетов сделав практически невозможным.

Гидросамолет М-70

В планах разработчиков, получивший название М-70 гидросамолет смог бы садиться на воду, заправляться топливом от подводных лодок и лететь дальше. Ожидалось, что самолет сможет передвигаться на скорости до 1700 км\ч на расстояние 6500-7500 км без дозаправки. С двумя дозаправками от субмарин дальность бомбардировщика могла достигать 18000-20000 км. Но проекту суждено было умереть на стадии эскиза.

"Лунь"


В позднем СССР борьбу с вражескими авианосцами также планировали возложить на экранопланы. Самым известным представителем этого вида вооружения является экраноплан-ракетоносец "Лунь". В данном случае ставка делалась на высокую скорость хода и незаметность экраноплана для радаров противника, вследствие чего "Лунь" мог незамеченным подобраться к надводным силам противника на расстояние пуска ракеты.

Экраноплан "Лунь"

Экраноплан был вооружен противокорабельными ракетами "Москит" и даже успел отстреляться ими во время испытаний. Его длина составляет почти 74 метра, высота - 19,2 метра, скорость хода - 500 км\ч, дальность плавания - 2000 км, а экипаж - 10 человек.

Единственный экземпляр проходил испытания на Каспийском море в составе 236 дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. Но после распада СССР проект был де-факто закрыт, а уже построенный образец -списан. Тем не менее, осуществлялись попытки достроить второй заложенный экраноплан в качестве спасательного судна, но и этому не суждено было сбыться.

Когда две гусеницы мало


В 50-х годах в СССР озаботились созданием тяжелого танка прорыва с повышенной проходимостью. В итоге в КБ Кировского завода был разработан "Объект 297" - четырехгусеничный танк. Он должен был возглавлять танковые подразделения, при этом свободно перемещаясь в условиях бездорожья.


Вес боевой машины составлял 60 тонн, но это не мешало танку достигать максимальной скорости в 55 км\ч и без дозаправки проходить 300 километров. Основное орудие "Объекта 279" - 130-мм пушка М-65, длина танка - 6,7 метра, ширина - 3,4 метра, высота - 2,48 метра. Экипаж машины состоял из командира, водителя, наводчика и заряжающего.

В результате решения тогдашнего руководства СССР проект был закрыт из-за неких проблем с ходовой и слишком большого веса танка. Единственный сохраненный экземляр машины находится в бронетанковом музее в Кубинке (Московская область).

Боевой лазер


Начало разработок боевого лазера в СССР началось, по данным разных источников, в 50-60 годах. Его планировалось использовать для уничтожения в воздухе вражеских ракет, но для таких целей в то время лазер являлся очень дорогим и низкоэффективным средством.

По данным из открытых источников, в 1980-х годах на судне Черноморского флота "Диксон" была установлена экспериментальная лазерная установка. Из нее с первого раза удалось попасть в расположенную на расстоянии четырех километров наземную мишень, но сама мишень осталась невредима. Тем не менее, испытания были признаны успешными, поскольку лазер планировалось использовать в космосе, где ему не грозили испарения влаги с поверхности моря.

И все же проект был закрыт. Причинами такого решения руководства страны называется невозможность вывести боевой лазер на орбиту Земли и договоренности с США о демилитаризации космоса.

Алексей Богатищев