Простыми словами о связи судна "Игорь Белоусов" и АПЛ "Курск"

Тема: ВМФ, Статьи

В пятницу, 25 декабря, Военно-морскому флоту России было передано новейшее поисково-спасательное судно "Игорь Белоусов", главным "вооружением" которого является комплекс спасения подводников ГВК-450. Простыми словами о том, что связывает "Игоря Белоусова" и ГВК-450 с АПЛ "Курск" - в материале Военное.РФ.

Какая связь у новейшего спасательного судна с величайшей трагедией современного ВМФ?

По мнению экспертов, при попытке спасти моряков "Курска" нашему флоту не хватило специализированной спасательной техники. В результате этого "Курск" стал братской могилой для 118 моряков, хотя по меньшей мере 23 члена экипажа некоторое время после гибели подлодки оставались в живых и ждали помощи. Но в тот момент поисково-спасательный флот фактически отсутствовал и активная деятельность по его обновлению начала развиваться только после катастрофы. Первое спасательное судно нового поколения Россия смогла построить только спустя 15 лет.

Спасательное судно "Игорь Белоусов"

Если сейчас повторится случившееся с "Курском", то "Белоусов" как-то поможет?

Скорее всего нет. У него достаточно небольшая скорость, поэтому он может просто напросто не успеть дойти до аварийной субмарины. Кроме того, специалисты сходятся во мнении, что для полноценных спасательных операций ВМФ необходимо как минимум по два таких судна на каждый из четырех флотов. Итого восемь судов.

Кроме того, размещенный на судне комплекс спасения подводников ГВК-450 не прошел полные испытания, водолазов смогли погрузить только на четверть рабочей глубины. Тем не менее, судно уже сдано флоту и спуск на максимально предусмотренные глубины предусмотрен только в ходе опытной эксплуатации судна в течение 2016 года. Увы, это устоявшаяся практика.

Какие в 21 веке могут быть сложности с погружением под воду? Существуют батискафы, у многих есть "корочки" дайверов.

Возможности внешних манипуляторов батискафов ограничены, как и возможности водолазов в нормобарических скафандрах (это такая экипировка как в старых фильмах, где давление внутри скафандра равно давлению на поверхности земли). Серьезные работы такими методами выполнить крайне сложно, а в случае спасения подводников нужны как правило именно они.

Водолазный колокол, входящий в состав ГВК-450

По этой причине в погружениях на большую глубину используют водолазное снаряжение, в котором внутреннее давление совпадает с давлением воды. На тех глубинах, про которые идет речь (500 метров), погружалось буквально несколько десятков водолазов в мире. Некоторые специалисты считают, что безопаснее отправить человека в космос, нежели на такую глубину. Для сравнения - атмосферное давление в космосе равно 0 атмосфер (атм), на поверхности земли - 1 атм, на глубине 500 метров - 50 атм. Почти каждое погружение под воду на такое количество метров приводит в возникновению у водолазов тех или иных проблем со здоровьем. В России за подобные погружения давали звание Героя России.

Какие есть еще вопросы к официальным лицам по поводу строительства "Игоря Белоусова"?

В первую очередь это стоимость. Головное судно обошлось бюджету РФ в 10 миллиардов рублей. Есть проблемы у "Игоря Белоусова" и с импортозамещением. Изначально судно строилось как полностью отечественное, но потом оказалось, что множество компонентов спасателя поставляется из-за рубежа и могут попасть под санкции, не говоря уже о стремительно выросшем курсе валют.

Отечественный комплекс что-нибудь изменил бы?

Скорее всего нет. Вероятно, что он тоже был бы сдан с превышением стоимости и не в срок. Российский производитель - ЦКБ "Лазурит" - неоднократно сдвигал дату сдачи своего спасательного комплекса и в итоге обратился за помощью к иностранным компаниям. На этом этапе в Министерстве обороны было принято решение забрать заказ у конструкторского бюро и передать частной компании.

Что можно сделать?

Ускорить процесс строительства. Иначе следующие семь судов мы получим не раньше середины 21 века. Также многие иностранные специалисты (а отечественных мало и они в той или иной степени ангажированы) не уверены в целесообразности строительства спасательных комплексов, рассчитанных именно на 500 метровую глубину. История отечественного флота показывает, что подлодки терпят крушение либо в прибрежных водах, где будет достаточно работающих на 200-метровой глубине аппаратов, либо уже на океанских глубинах, где спасать некого.

Интерьер барокамеры, входящей в состав ГВК-450

При этом комплексы на 200 метров ощутимо дешевле и быстрее строятся. К примеру, в ВМС США используют контейнерные комплексы, которые достаточно быстро могут быть размещены на любом неспециализированном судне. Кроме того, глубины в 200 метров гораздо более безопасны для водолазов.

Интересно. Где еще можно почитать про это?

В 2013-м году FlotProm сделал большое журналистское расследование на эту тему, за это время факты принципиально не изменились. Кроме того, есть подборка новостей по ГВК-450 и судну "Игорь Белоусов" за 2015 год.